Аудит системы качества – самый распространенный вид аудита, с которым сталкиваются организации. Аудит системы качества – это оценка способности организации
производить продукцию, оказывать услуги для своих потребителей.
Система качества создает условия и предпосылки для качественной работы, а аудит системы качества оценивает функционирование системы. Соответственно задачей аудитора является правильно оценить, а задача аудитируемых – правильно представить систему качества.
Если вспомнить, когда и зачем проводится аудит системы качества:
Каждая из указанных ситуаций очень важна для организаций. Успешный аудит системы качества обеспечивает возможность начать или продолжить сотрудничество, осуществлять продажи своей продукции и услуг. Аудиторы ТМС РУС в полной мере соблюдают принципы беспристрастности, однако, всегда переживают за результат.
В данной статье мы собрали рекомендации организациям для успешного прохождения аудита. Пусть данные советы помогут взглянуть на аудит системы качества взглядом аудитора; помогут и новичкам, и опытным организациям уверенно представлять свою систему качества всем заинтересованным сторонам.
Совет 1. Не бойтесь аудитора. Аудитор – такой же человек, он не приходит с целью выявить несоответствия. Хороший аудитор (такой как в ТМС РУСJ) оценивает соответствие, объясняет причины проставления той или иной оценки. Аудитору, как и любому человеку в самых различных жизненных ситуациях, приятнее давать положительную оценку. Поэтому задача аудитируемых – в лучшем виде продемонстрировать систему качеству своей организации. Тем самым можно и помочь себе и избавить аудитора от необходимости говорить «неприятные вещи».
Совет 2. Не переделывайте процессы и подходы незадолго до аудита системы менеджмента качества с целью сделать их идеальнее. Здесь можно вспомнить поговорку: «Лучшее – враг хорошего». Часто в такой ситуации новые документы, процессы оказываются не до конца внедренными, реализуются с отступлениями. В итоге аудитор формулирует несоответствие. Один из примеров приводим на рисунке ниже. Компания проводит в соответствие с нормативно-правовыми актами дезинфекцию автотранспортных средств перед каждым рейсом. В компании эксплуатируются 40 собственных машин, привлекается сторонний транспорт. При таком количестве работ по дезинфекции запись, отражающая факт осуществления дезинфекции, должна быть чем проще, тем лучше. При подготовке к аудиту, однако, компания улучшает и тем самым усложняет форму записи по результатам дезинфекции. Транспортный отдел вовремя не проинформирован, поэтому на аудите продемонстрирован новый документ, но старая форма записи.
Совет 3. Говорите уверенно, однозначно и правду. Многовариативными фразами на аудите системы качества будут высказывания:
У аудитора формируется вариант «альтернативы» в голове, поэтому в таком случае появятся дополнительные вопросы: «А как процесс может ещё происходить?», «Какие варианты еще могут быть?»
Если аудит системы качества выявляет объективное нарушение от установленных процедур, рекомендуем обсуждать с аудитором дальнейшие действия, а не придумывать ложные объяснения. В итоге расследования неправильных объяснений правда все равно будет выявлена, попутно очень часто выявляются другие несоответствия. Помогает предоставлять объективную и правдивую информацию, не запутаться в представлении подходов привлечение ответственных сотрудников к аудиту. К тому же участие большого количества специалистов подтверждают выполнение одного из принципов системы менеджмента качества - обеспечение вовлеченности персонала.
Совет 4. Давать документы строго по запросу. Аудитор на аудите систем качества работает по выборке. Все примеры, подтверждающие документы, свидетельства аудита будут запрошены аудитором в двух вариантах:
Всегда предоставляйте аудитору один-два примера по вашему выбору или конкретный пример, запрошенный аудитором. Не предоставляйте аудитору всю папку с документацией по аудитируемой теме. В папке всегда могут оказаться «неприятности»: забыт неактуальный документ, не подписаны листы ознакомления и многое другое. Пусть уже эти «неприятности» случатся при выборке аудитора, а не по доброй воле аудитируемых.
Совет 5. Спрашивайте и переспрашивайте, если что-то непонятно. Одним из главных результатов, для чего проводится аудит системы качества, это – проведение улучшений в результате. Всегда должно быть понятно, какое несоответствие есть в системе менеджмента качества, почему это наблюдение аудита является несоответствием. Одним из ярких примеров в нашей практики является случай, когда компания обратилась в отдел обучения ТМС РУС с заказом семинара по интегрированной системе менеджмента. Причиной обращения за семинаром стал отчет по аудиту с назначенными мероприятиями «заасфальтировать проезд к теплоцентрали», «установить дезинфектанты для рук», «улучшить документирование работ по техническому обслуживанию». Не обсуждая сейчас, прав или не прав был аудитор в формулировках отчета, компания также не смогла вспомнить обоснования, зачем класть асфальт, в каких местах и почему нужна дезинфекция рук.
И напоследок, выбирайте хороших аудиторов, давайте обратную связь. Как и в любой другой сфере, аудит системы качества можно и нужно улучшать.
Дополнительным инструментом при подготовке к аудиту системы качества может стать диагностический аудит. Подробнее о данной услуге можете прочитать здесь: Диагностический аудит
Сертификация систем менеджмента, лучший аудит системы качества