• English
  • Русский
8 (800) 505-34-91
(звонок из регионов бесплатный)
TMS RUS
ТМС РУС - представитель ТЮФ ЗЮД
в странах Евразийского экономического союза
 

Аудит поставщика

Аудит поставщикаАудиты поставщиков проводятся обычно для следующих целей:

  • оценка рисков будущего сотрудничества;
  • контроль выполнения договоренностей, оценка рисков в выполнении текущего контракта;
  • совместный анализ несоответствий и назначение мероприятий по улучшению.

Почему именно аудит?

Почему не достаточно анализа анкет, документации по самооценке или планов корректирующих действий?

Почему может быть не достаточно довериться направленному поставщиком сертификату ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001)?

Основными преимуществами оценки поставщиков методом аудита являются:

  • объективность получаемых результатов. Многие данные из анкет поставщиков никак не перепроверить. И даже, если мы исключим целенаправленное «приукрашивание» действительности, всегда остаются риски непонимания вопросов. В нашей практике самыми распространенными примерами непонимания являются вопросы:
Вопрос из анкеты: Ответ, свидетельство:
Наличие системы менеджмента качества, сертификата Сертификаты на продукцию ХХХ
Наличие службы обеспечения качества Сформирован отдел ОТК, см. оргструктуру
 

В результате аудита мы получаем информацию о возможностях, сильных сторонах будущего или текущего партнера, а также о необходимых мероприятиях по развитию.

  • улучшенное понимание, коммуникация, установление доверительных партнерских взаимоотношений. Несмотря на то, что мы говорим о сотрудничестве двух юридических лиц, на решение персонала этих юридических лиц влияют мнения, эмоции, отношения конкретных людей.

Несмотря на очевидность вышеуказанных преимуществ, аудит поставщика еще не так распространен в российской практике. Причина – дополнительные затраты на выезд или привлечение сторонних компетентных специалистов. Тем не менее, нельзя рассматривать затраты на проведение аудита поставщика без принятия во внимание других расходов организации, которые возникают или могут возникнуть в следствие рисков наших поставщиков, а именно, расходов на рекламации к поставщикам, штрафы и мероприятия за срыв сроков исполнения проекта, расходы на проведение гарантийных ремонтов по причинам несоответствующей продукции или услуги поставщика и др. При правильном определении места и целей аудита затраты организации должны снизиться, а не вырасти.

Примерный алгоритм работы с поставщиками выглядит следующим образом:

  1. Первоначальная оценка поставщика (оценка возможностей предприятия).
  2. Получение коммерческих предложений.
  3. Аудит поставщика с целью перепроверки объективности данных, принятия решения о сотрудничестве и установления процедуры мониторинга за поставщиков.
  4. Старт сотрудничества.
  5. Мониторинг деятельности поставщиков по установленным значимым показателям, например, на основе данных по верификации закупленной продукции, уровне организации поставок, результатах гарантийной эксплуатации.
  6. Аудит поставщика в случае невыполнения показателей.
  7. При необходимости, периодический аудит поставщика.

Схема выше демонстрирует, что в обязательном порядке аудит поставщика используется для оценки новых контрагентов, где традиционно самые высокие риски и еще нет ни доверия, ни опыта сотрудничества. При применении компетентных аудиторов и квалифицированной программы аудита вопросы по возможностям и рискам поставщика с помощью аудита поставщика будут решены.

Департамент обучения и комплексных проектов
info@tms-cs.ru