8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Аудит поставщика

Аудит поставщика остается самым популярным методом для мониторинга деятельности провайдеров услуг и продукции.  Свидетельством тому является тот факт, что доля заказов на обучение аудиту второй стороны или на проведение аудита поставщика в нашей компании выросла за последние годы в несколько раз. Проанализировав причины, мы пришли к выводу, что есть несколько причин, почему аудит поставщика часто используется:

Причина 1. Основная причина – это высокая результативность данного метода. Там, где эффект от других практик систем менеджмента не заметен, аудит поставщика ведет к четким выводам, способен или не способен коммерческий партнер удовлетворять потребности вашей компании.

Причина 2. Необходимость сменить партнеров в основных закупках. Согласитесь, что привести весомые аргументы в пользу аудита для текущих беспроблемных закупок от стабильных партнеров сложно. А вот предложить руководителю провести аудит поставщика будет оценено как удачная идея, так как поможет подготовиться к новым ситуациям в сотрудничестве.

Причина 3. Оценка рисков. Организация почти всегда несет ответственность перед потребителями, перед государством, перед материнской компанией за добросовестность и качество деятельности коммерческих партнеров, и последствия такого сотрудничества могут критически повлиять на саму организацию. Проверка через аудит поставщика того, насколько поставщик, например:

  • соблюдает требования к этике ведения бизнеса,
  • соблюдает заявленную рецептуру, технологию, испытания,
  • выполняет требования по экспортному контролю,
  • выполняет законодательные требования

является чрезвычайно важным процессом для системы управления.

Причина 4. Устранение проблем. Поставщика не всегда возможно заменить, не всегда есть желание поменять коммерческого партнера, так как, например, он может полностью устраивать по другим критериям. Аудит поставщика может стать инструментом для обмена знаниями, поиска причин и улучшения для таких недостатков, как, например,

  • высокая стоимость;
  • плохое качество сервиса;
  • проблема с качеством.

Таким образом, аудит поставщика проводится для следующих трех случаев (фрагмент с презентации обучения ТМС РУС по аудиту поставщика):

задачи аудита поставщика

Однако, как всегда бывает в жизни, при всех плюсах данного метода есть случаи, когда аудит поставщика в классическом варианте не будет работать. Какие это случаи и как тогда достигать желаемых результатов?

  1. Поставщик не заинтересован в сотрудничестве с вашей организацией

Что делать?

Можно сколько угодно требовать, предлагать подписание Соглашений по качеству, включать требования по проведению аудитов поставщиков в договоры, но если поставщику безразличен отказ вашей организации от контракта с ним, то существует высокая вероятность, что поставщик не предоставит возможность провести у него аудит.

В случае такой ситуации мы рекомендуем проводить мониторинг работы поставщика, работу по улучшениям другими методами, например, проводить анкетирование, обсуждать совместно планы корректирующих и предупреждающих действий или просить поставщика провести самооценку. Иногда даже при отсутствии заинтересованности поставщик соглашается на проведение аудита, если видит в нем ценность для себя.

В нашей практике есть случаи, когда мы проводим аудит поставщика, с которым организация-заказчик аудита не сотрудничает в течение 2-х лет, но предприятие ежегодно представляет свою систему управления для внешней независимой оценки.

  1. Критерии оценки поставщика не подходят к организации-поставщика

Аудит поставщика может выдать неадекватный результат, если аудитор проводил оценку по неадекватным критериям. Для систем управления разработано большое количество хороших практик, но не все они будут «хорошими практиками» для всех организаций. Например, не для всех продуктов и услуг требования по прослеживаемости имеют значения, и затраты на внедрение прослеживаемости до сырьевых компонентов или материалов будут меньше, чем планируемый эффект. Аналогично не для всех производств применимы требования к статистическому управлению процессов.

Требования к поставщику

Вывод: всегда и все требования к поставщикам должны быть тщательно проанализированы на пригодность, адекватность и достаточность. Иначе так можно остаться и совсем без поставщиков

  1. Поставщик не проводит улучшений по выявленным несоответствиям

Аудит поставщика проведен, но не получен желаемый результат. В данном случае есть только три варианта последующих действий:

  • провести необходимые мероприятия «за» поставщика или внутренние мероприятия по снижению рисков плохой работы поставщика. Например, внедрить постоянный расширенный процесс контроля поступающей продукции или даже доработку продукции поставщика;
  • отказаться от сотрудничества с поставщиком;
  • принять риск, продолжая проводить постоянный мониторинг результатов поставщика.

​А в качестве корректирующего действия мы предлагаем провести анализ причин по данной ситуации и спланировать соответствующие действия по улучшению внутри компании. Это может быть и более тщательное информирование поставщиков о правилах сотрудничества с вашей организации, и отказ от применения метода «Аудит поставщика» для незаинтересованных организаций.

Обучение по аудиту поставщика в Академии ТМС РУС состоится 24-25 марта в формате онлайн вебинара и 16-17 мая в очном формате в учебном центре в Москве.

Отдел обучения

info@tms-cs.ru

Архивы