8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Этапы предварительной подготовки к сертификации систем менеджмента

Этапы предварительной подготовки к сертификации систем менеджмента

Одним из наиболее значимых факторов при подготовке системы менеджмента к сертификации по требованиям международных стандартов наряду с определением области действия этой системы является подсчет количества сотрудников, в эту систему вовлеченных (так называемая «эффективная» численность сотрудников). При этом разные стандарты регламентируют разный подход к определению данной численности. В данной статье рассмотрим подход, характерный для стандартов систем менеджмента качества ISO 9001:2015 и AS/EN 9100:2018.

Основными регламентирующими документами в данном случае являются:

  • ISO/IEC 17021:2011 Оценка соответствия – Требования к органам, выполняющим аудит и сертификацию систем менеджмента;
  • AS/EN 9104/1 Требования к Программам сертификации Систем менеджмента качества в авиационной, космической и оборонной отраслях;
  • IAF MD 5:2013 Директивный документ IAF по определению длительности аудита СМК и СЭМ
  • AS/EN/JISQ 9101Е Требования к проведению аудита предприятий авиационной, космической и оборонной промышленности;
  • 9104-001 Frequently Asked Questions (FAQ) Log.

Шаг первый. Определение области сертификации – то, что будет заявлено под наименованием Вашей организации в полученном сертификате.

Конечно, она должна определяться в зависимости от поставляемой компанией продукции или услуги, при этом может быть ограниченной и может не включать в себя все виды деятельности организации. Важно, что область сертификации не может быть больше того, что организация делает.

Итог: область действия системы менеджмента должно кратко и точно описывать сертифицируемую деятельность в отношении продукции (в том числе услуг)!

Например:

  • Производство подшипников.
  • Проектирование и производство подшипников.
  • Проектирование, разработка, производство, техническое обслуживание и ремонт вертолетов.
  • Оказание экспертных, аудиторских и консультационных услуг в сфере аэрокосмической отрасли.

Шаг второй. Создание схемы взаимодействия процессов. Важно четко определить последовательность, а главное, взаимодействие процессов, особенно для организаций с большим количеством мест расположения. Определение потока создания ценности: «сквозной (от начала до конца) бизнес-процесс, который обеспечивает поставку продукта или услуги клиенту. Этапы процесса могут использовать и производить промежуточный продукт, услуги и информацию для достижения конечного продукта или услуги».

Например:

Этапы предварительной подготовки к сертификации систем менеджмента

Шаг третий. Определение задействованного персонала — привязка организационной структуры предприятия к выделенным процессам. Необходимо выделить в организационно-штатной структуре организации персонал, выполняющий функции в рамках того потока создания ценности, который мы определили на втором этапе.

Например, в Отделе главного технолога, как правило, существуют выделенные специалисты по конкретным изделиям (продукту), входящим в область сертификации.

В некоторых подразделениях, таких как отдел главного механика, управления персоналом, берется численность пропорционально основному производственному персоналу, задействованному в производстве продукции, входящей в область сертификации.

Эффективное число работников включает:

  • работников с полной занятостью, вовлеченных в область сертификации, включая тех, кто работает в каждой смене;
  • непостоянных (сезонных, временных и подрядных) работников и сотрудников с частичной занятостью, которые будут наличествовать во время проведения аудита. Они считаются эквивалентом полной занятости.

В случае с работниками, выполняющими аналогичные простые задачи (конвейерные работники, уборщики, …): если они составляют меньше 50 % рабочей силы, то сокращения нет (рассчитывается так же, как общее количество работников); если они составляют от 50 до 75% рабочей силы, то берите 50% от этого количества. Составляют более 75% рабочей силы — берите 50% от этого числа.

Например:

  • 100 работников, из которых 60 уборщиков, общее количество сотрудников рассчитывается 100-60=40 работников, выполняющих сложные задачи, + 50%х60=70 работников;
  • 100 работников, из которых 80 уборщиков, общее количество сотрудников рассчитывается 100-80=20 работников, выполняющих сложные задачи, + 50%х80=60 работников.

Вышеуказанные расчеты основаны на определении соотношения рабочей силы, выполняющей аналогичные простые задачи.

В тех случаях, когда на площадке выполняется более одного потока создания ценности (например производство продукции для гражданской авиации – поток №1, производство продукции военного назначения – поток №2; или, поток №1 — Производство, поток №2 — Ремонт) применяются следующие правила по определению количества эффективного персонала/работников:

  • В тех случаях, когда персонал/работники на площадке могут быть четко определены как принадлежащие конкретному потоку создания ценности (например, конструктора по конкретному виду продукции), при расчете эффективного количества персонала/работников считают только персонал/работники, принадлежащие конкретному потоку создания ценности.
  • Во всех других случаях, когда персонал/работники на площадке принадлежат более чем одному потоку создания ценности одновременно, в расчет необходимо принимать общее количество персонала/работников для каждого потока создания ценности, участвующих в его деятельности.

Примечание 1: возможно, что на площадке может содержаться смесь этих условий, т.е. централизованные проектирование и закупки, но четко разделенное производство. В этом случае эффективное количество персонала/работников определяется в соответствии с вышеуказанными правилами.

Примечание 2: также следует принимать во внимание, что для подобных сертификационных структур (более одного потока создания ценности) требуется дополнительное время, так как каждый поток должен быть проверен на соответствие, включая его поддерживающие процессы (т.е. получены объективные свидетельства, специфичные для каждого потока).

А. Бобрович

Департамент Менеджмент Сервис,

Архивы