В последнее время в системах управления международных компаний, а соответственно и в требованиях к поставщикам получила распространение матрица навыков.
Первое, что хочется сразу проверить, насколько организациям с многочисленными должностными и рабочими инструкциями можно «закрыть» вопрос уже имеющимися документами и не «придумывать» что-то дополнительное. Рассмотрим ниже общие характеристики и различия должностной инструкции и матрицы навыков.
Общее:
И матрица навыков, и должностная инструкция определяют, что должен уметь персонал, то есть регламентируют требования к персоналу конкретной должности.
Отличия:
- Самое главное отличие: матрица навыков отражает не только требуемый, но и фактический уровень владения навыком. В этой связи этот документ относится и к должности, и к конкретному сотруднику.
- Владельцы матрицы навыков — руководители подразделений. Управлением должностными инструкциями занимается отдел кадров.
- Должностные инструкции разрабатываются на каждую должность, а матрица навыков обычно используется для производственного персонала, сотрудников инженерной службы, отдела качества, отдела продаж.
- Матрица навыков имеет бОльшую степень детализации, определяет навыки работы на конкретном оборудовании (а не в целом на «производственном оборудовании»), навыки по выполнению отдельных операций, навыки работы с конкретными программными продуктами и даже владение определенными методами менеджмента качества.
Почему матрица навыков получила популярность? Есть много преимуществ, перечислим только основные:
- Наглядность «узких мест» в персонале. Матрица навыков наглядно демонстрирует уникальность (а соответственно и зависимость от отдельных сотрудников) компетенций, потребности в улучшениях у отдельных сотрудников. В примере на следующей картинке уникальные компетенции сконцентрированы у регионального офис-менеджера.
- Матрица навыков используется для дифференцированного подхода к оплате труда рабочего персонала. Те, кто имеют больше навыков, высокую универсальность, имеют лучшие коэффициенты премирования. Применение матрицы навыков с этой точки зрения не только закрывает потребности организации в вопросах систем менеджмента качества, но и делает более прозрачной социальную ответственность работодателя.
- Матрица навыков размещается как доступный всем документ с целью мотивации персонала.
Форму матрицы навыков, которую мы использовали при подготовке данного материала, мы предлагаем скачать по ссылке. А нам в завершении необходимо определить, какие действия следует проводить по результатам оценки навыков сотрудников.
Как использовать матрицу навыков, чтобы она не осталась просто «разовым» документом?
Сотрудник должен получать обратную связь о результатах оценки своих навыков.
Матрица навыков является отличной основой для формирования планов обучения для текущего персонала. Однако следует понимать, что все люди разные, у каждого человека есть свои преимущества, но и свои ограничения. Принимая на должность нового сотрудника либо проводя обучение для сотрудников, не следует ожидать, что персонал наберет одинаковое количество навыков. Если достичь требуемого уровня у сотрудника не получается, то пробелы в навыках можно заполнить через найм нового персонала и перераспределение функций.
Кроме этого, матрица навыков хорошо помогает руководителю обеспечить квалифицированную замену в случае отсутствия сотрудника или поддержку производственного участка в периоды высокой загрузки.
Матрица навыков может быть использована как метод оценки результативности обучающих мероприятий (как выполнение требований п.7.2 ISO 9001, требований GMP, GDP).
Одел обучения