«У меня что теперь не будет друзей?» - такое откровение с разочарованием услышал и наш аудитор от сопровождающего лица во время проведения предсертификационного аудита.
Среди наших заказчиков много компаний в настоящий момент находятся в поиске менеджера по качеству; не редко когда прием на работу завершается быстрым расставанием и опять же разочарованием обеих сторон. С помощью данной статьи мы хотим помочь найти идеального СМКашника.
Давайте условимся сразу о том, какую должность мы понимаем под позицией «Менеджер по качеству». Менеджер происходит от слова «менеджмент», поэтому мы понимаем под менеджером по качеству сотрудника с функцией управления проектом или функциями в области менеджмента качества. Компетентность руководителя является одним из ключевых факторов успеха, но об этом мы поговорим в других наших статьях. В этой статье речь пойдет именно о личных качествах.
Для начала обратимся к существующим данным, подсмотрим, какие личные качества требуются в большинстве вакансий менеджера по качеству от работодателей. Кстати, неформальные описания вакансий (их сразу видно) часто отражают пережитую «боль» и являются отражением негативного или положительного опыта (вспоминаем про требования к «выученным урокам» / “lesson learned”). Проанализировав несколько десятков описаний вакансий менеджера по качеству, мы получили следующий список лидирующих качеств (обобщенные данные сайтов по поиску работы):
1. Коммуникативные навыки
На первом месте – абсолютный лидер, требования к коммуникативным качествам. Ожидаемо, если учесть, какой охват процессов и заинтересованных сторон рассматривается в СМК в соответствии с ISO 9001, IATF 16949, ISO 13485 и др. И со всеми участниками и руководителями процессов менеджер по качеству должен успешно коммуницировать.
2. Аналитические способности
Менеджер по качеству не располагает возможностью генерировать положительные показатели по всем процессам организации, но призван обеспечить «взгляд со стороны» на цифры, данные и мнения. А также помочь компетенциями в методах сбора и анализа данных (8D, Pareto, Ishikawa diagram).
3. Четкость, точность, объективность
Ожидания четкости, объективности являются как раз тем основанием, почему особенно при внедрении системы менеджмента качества возникает понимание об отсутствии сторонников и друзей у менеджера по качеству. Большинство людей не любят факты, а любят положительную оценку по результатам своей работы.
4. Инициативность, активность
Так как позиция менеджера по качеству связана с изменениями, очень важны способности сохранять мотивацию, менять сознание, разрабатывать и внедрять новые процессы в жизнь организации, даже или несмотря на существующее сопротивление.
Дополнительно к указанным качествам приведем несколько рекомендаций, какой менеджер по качеству будет полезен не только в ближайшем будущем, но уже и сейчас. Согласно опыту и развивающимся практикам успех будет иметь сотрудник, которые обладает следующими качествами менеджера:
1. Открытость
Открытость вызывает доверие и эмоции, а значит неравнодушие. Хороший результат работы менеджера по качеству - это когда не все равно, какой продукт получит клиент, к какому времени обеспечить готовность оборудования, какие взаимоотношения с поставщиками и многое другое.
2. Скорость
Быстрое реагирование на риски, шансы, события и ситуации не просто исключает дополнительные потери, но и является преимуществом перед конкурентами. Здесь можно вспомнить поговорку, что проблемы есть у всех, победа только у тех, кто умеет быстро их решать.
Теперь подбираем методы оценки личных качеств соискателей и получаем идеального менеджера по качеству в свою команду!
Отдел обучения ТМС РУС, который
Департамент обучения и комплексных проектов
ООО «ТМС РУС»