Необходимо ли и как мотивировать своих сотрудников и в каких случаях это будет работать в организации?
Для начала расскажем о самых распространенных практиках:
Все меры приемлемы. Воспринимаются они сотрудниками или с улыбкой, или без всяких эмоций.
А что же международные и локальные стандарты на системы управления нам говорят о мотивации персонала?
Прямые требования мотивировать персонал в стандартах ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001 отсутствуют. Косвенно про мотивацию персонала можно узнать из требований к коммуникации, когда руководство должно определить каналы внутренней коммуникации для вовлечения сотрудников в процесс менеджмента и тем самым мотивировать их. Стандарт ISO 50001 c требованиями к системам энергоменеджмента имеет прямое указание на необходимость организовать доступ рядовых сотрудников к ответственным руководителям разных уровней, чтобы они могли подавать информацию об улучшении процессов и показателей. На предприятиях, уделяющих большое внимание сокращению в себестоимости продукции доли затрат на энергоресурсы, действуют комиссии по оценке экономической выгоды от того или иного предложения. И мотивация в случае признания поданного предложения по улучшению удачным - прямая, в рублевом эквиваленте. Такое же правило действует и в отношении рационализаторских предложений, старое забытое из советской производственной практики, которое сейчас стараются возродить во многих организациях для поиска мероприятий по улучшению на всех уровнях.
Из практики аудитов видно, что мало где прижились так называемые «кружки качества» или «группы мозгового штурма» по вопросам менеджмента. Задачи по улучшениям остаются «висеть» только на назначенных по этим вопросам сотрудниках. Другое дело с предприятиями, выходящими на IPO. Для подтверждения соответствия необходимы активное участие сотрудников и высокая лояльность. Можно ли в этом случае считать, что в таких организациях мотивация персонала находится на самом высоком уровне? И как быть с теми градообразующими предприятиями, где демонстрируется высокая лояльность персонала скорее из-за отсутствия альтернативных вариантов?
Так какой инструмент нужно использовать, чтобы персонал организации был настолько мотивирован, чтобы инициатива происходила без напоминаний и давления (как это определено самым термином «мотивация»)? В каком направлении двигаться? Конечно, принимать решения необходимо индивидуально в каждой компании. Из моей практики работы в различных организациях, подводя итоги, я бы выделил:
В указанных направлениях я не отметил заработную плату. Высокая оплата труда является хорошим рычагом мотивации, это не вызывает никаких отрицаний со стороны сотрудников. Но насколько высокий уровень зарплаты может адекватно отражать уровень заинтересованности и вовлеченности персонала в процесс улучшений и его мотивации в этом? Примеры «высокозарплатных» нефтегазовых компаний демонстрируют часто просто хорошее выполнение своих обязанностей, но не инициативность и заинтересованность сотрудников.
Желаю всем мотивированных сотрудников!
Д.Панкратов
Ведущий аудитор интегрированных систем менеджмента
Департамент Менеджмент Сервис (Сертификация систем менеджмента)