Интересный факт предоставила экзаменация / переаттестация менеджеров по качеству одного холдинга. Задачей экзаменатора было проверить, насколько ключевой персонал имеет знания и вовлечен в систему менеджмента качества (СМК).
Никогда не угадаете, какой вопрос оказался самым сложным и «не зачтенным» у большинства участников. Это был вопрос:
Поясните, пожалуйста, зачем нужен тот документ с названием «Политика в области качества», который висит на стенах каждого кабинета?
Поскольку экзаменатор и экзаменуемые находились в очень хороших доверительных отношениях, был честно предоставлен ответ о том, что глубокого смысла этого документа никто не понимает и всерьез не воспринимает.
И это не единственный пример. Отношение персонала и самого руководства компании, которое эту Политику провозгласило, очень формальное. В данной статье разберем две основные идеи (на самом деле их гораздо больше), почему Политика определена важным документом, какую роль она играет в управлении каждой организацией.
Основная идея:
Политика – это метод воздействия и вовлечения персонала, других заинтересованных сторон
Политика – очень эффективное средство вовлечения, так как по своей сути содержит обращение к широким кругам. Если эти идеи исходят от лидера, близки и понятны, то мы будем наблюдать воодушевление персонала, его целеустремленность и не равнодушность. Такая Политика будет заинтересовывать потребителей и общественность, что также в настоящее время благоприятно влияет на создание среды развития каждой организации. А вот пустые слова в Политике не поведут за собой, не вовлекут. Есть единственный плюс – кроме того, что не будет положительных последующих действий, также не будет и отрицательных подвигов. Делаем промежуточный вывод:
Ключевыми характеристиками «качественной» Политики являются: ее происхождение от лидера, наличие призыва, близкого и понятного окружению. То есть это – обращение, легко понимаемое, не требующее размышлений и сомнений, по сути своей не противоречащее традициям и соответствующее убеждениям окружения.
Но сразу оговоримся цитатой Акио Морита, Sony. Сделано в Японии: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди». То есть Политика – это не только правильно написанный документ, но и документ, о котором рассказали, показали, обратили внимание и постоянно обращаются, прежде всего, высшее руководство.
Соответственно, реализуя эту идею, мы будем работать:
Выбирая форму коммуникации важно учесть, чтобы за Политикой остались ее ключевые характеристики – о ней говорил лидер, о ней не забывали, к ней постоянно обращались. Самой неправильной формой будет рассылка через канцелярию Приказа об утверждении Политики и обязательном ознакомлении с ней персонала.
Другая идея Политики:
Политика – это отражение обязательств, которые приняты к следованию высшим менеджментом
Продолжаем цитату Акио Морита: «Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба».
В едином организме, организации с единой системой управления с общими ценностями, провозглашается работа в стратегических направлениях сотрудников разного уровня и разного функционала, в том числе, высшего руководства. Наличие видимых всем обязательств помогает реализовывать поставленные задачи, способствуют мотивации и получению чувств «успеха» и «единения».
В качестве итогов, хотелось бы пожелать успешной и обоснованной Политики со стратегическими направлениями каждой организации; второго рождения документу, который признан эффективным инструментом вовлечения и воздействия на человека.
Подробнее о Политике, целях и лидерстве на наших семинарах для высшего руководства:
info@tms-cs.ru
Департамент обучения и комплексных проектов
ООО «ТМС РУС»