Мы уже неоднократно писали о том, как важно для производителя управлять всеми процессами, влияющими на безопасность, cохранность продукции и удовлетворенность потребителей. Реальность такова, что все меньше потребителей желают или располагают возможностью забрать продукт непосредственно у производителя. Мы экономим время, рассчитывая на то, что производитель точно позаботится о том, кому доверить распространение своей продукции.
Лучшие практики дистрибьюции собраны в руководящих указаниях GDP (Good Distribution Practice), которые были разработаны для фармацевтической продукции. Сейчас это уже норма для широкого списка отраслей и производителей. Кого и какие процессы затрагивают требования?
Область распространения
Целесообразно включить в управление все процессы после выпуска продукции до передачи продукта конечному потребителю. Это означает, что система GDP будет распространена на:
- Места постоянного (склады, распределительные центры) и временного хранения (СВХ, хранение при аэропортах, в местах перегрузки и пр.).
- Все перевозки и доставки курьерами, автомобильным, железнодорожным транспортов и авиаперевозки.
- Все процессы обращения с продуктом, включая погрузо-разгрузочные работы, размещение (продуктовое соседство, штабелирование и пр.), упаковку, защиту от любых негативных факторов.
В дистрибьюции нет незначимых участников. Мы будем разделять участников скорее на тех, от кого мы будем требовать соблюдение всех принципов GDP, тщательно их отбирать, аудитировать и в последствии мониторить, и на тех, кто безразличен к нашим требованиям (отсутствие заинтересованности в сотрудничестве) или они невыполнимы по различным причинам.
Очень хорошо помню диалоги с заказчиками и высказывания: «А как мы можем повлиять на авиаперевозчика?», «С железной дорогой бесполезно вести диалог!», «Мы страхуем свои грузы от порчи во время логистических операций, нам не так важен субдистрибьютер!».
Наше правило заключается в том, что мы в любом случае должны позаботиться о сохранности нашего продукта. Если нам не повезло, и мы не можем найти ответственного партнера-дистрибьютера, логиста, значит будем разрабатывать особую упаковку, свои логистические схемы и т.д., вариантов много.
Процессы дистрибьюции
Рассмотрим далее области, к которым мы должны будем применять лучшие практики GDP или разрабатывать собственные требования. Основные процессы дистрибьюции:
- Приемка.
- Транспортировка.
- Размещение и хранение.
- Комплектация.
- Упаковка.
- Отгрузка.
К значимым вспомогательным процессам могут быть отнесены:
- Состояние, обслуживание и поддержание в исправности инфраструктуры, в том числе IT инфраструктуры.
- Создание и поддержание условий хранения и транспортировки.
- Уборка и санитарная обработка инфраструктуры.
- Идентификация и прослеживаемость.
- Выбор, проверка и мониторинг контрагентов, поставщиков, субдистрибьютеров.
- Защита от контаминации.
- Обучение персонала.
- Утилизация брака, отходов.
- Процессы обеспечения качества (валидация, аудиты, управление несоответствиями, анализ рисков, управление изменениями, порядок работы с жалобами и рекламациями, действия в чрезвычайных ситуациях, сохранность данных).
В выборе перечня требований, которые мы должны соблюдать в процессах дистрибьюции, зависит от наличия рисков и понимания того, какие процессы влияют на их возникновение. Вся создаваемая система GDP должна быть эффективной по затратам и результативной.
Наш опыт реализации проектов GDP свидетельствует о значительном снижении затрат наших заказчиков на обработку жалоб, рекламаций, утилизацию некондиции и о положительном росте показателя удовлетворенности потребителей, а значит и доверия к производителю.
Ольга Колчина
Руководитель проектов GDP
Olga.Koltschina@tms-cs.ru