8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

О правилах GDP (Надлежащей Дистрибьютерской Практике)

О правилах GDP (Надлежащей Дистрибьютерской Практике)Мы уже неоднократно писали о том, как важно для производителя управлять всеми процессами, влияющими на безопасность, cохранность продукции и удовлетворенность потребителей. Реальность такова, что все меньше потребителей желают или располагают возможностью забрать продукт непосредственно у производителя. Мы экономим время, рассчитывая на то, что производитель точно позаботится о том, кому доверить распространение своей продукции.

Лучшие практики дистрибьюции собраны в руководящих указаниях GDP (Good Distribution Practice), которые были разработаны для фармацевтической продукции. Сейчас это уже норма для широкого списка отраслей и производителей. Кого и какие процессы затрагивают требования?

Область распространения

Целесообразно включить в управление все процессы после выпуска продукции до передачи продукта конечному потребителю. Это означает, что система GDP будет распространена на:

  • Места постоянного (склады, распределительные центры) и временного хранения (СВХ, хранение при аэропортах, в местах перегрузки и пр.).
  • Все перевозки и доставки курьерами, автомобильным, железнодорожным транспортов и авиаперевозки.
  • Все процессы обращения с продуктом, включая погрузо-разгрузочные работы, размещение (продуктовое соседство, штабелирование и пр.), упаковку, защиту от любых негативных факторов.

В дистрибьюции нет незначимых участников. Мы будем разделять участников скорее на тех, от кого мы будем требовать соблюдение всех принципов GDP,  тщательно их отбирать, аудитировать и в последствии мониторить, и на тех, кто безразличен к нашим требованиям (отсутствие заинтересованности в сотрудничестве) или они невыполнимы по различным причинам.

Очень хорошо помню диалоги с заказчиками и высказывания: «А как мы можем повлиять на авиаперевозчика?»,  «С железной дорогой бесполезно вести диалог!», «Мы страхуем свои грузы от порчи во время логистических операций, нам не так важен субдистрибьютер!».

Наше правило заключается в том, что мы в любом случае должны позаботиться о сохранности нашего продукта. Если нам не повезло, и мы не можем найти ответственного партнера-дистрибьютера, логиста, значит будем разрабатывать особую упаковку, свои логистические схемы и т.д., вариантов много.

Процессы дистрибьюции

Рассмотрим далее области, к которым мы должны будем применять лучшие практики GDP или разрабатывать собственные требования. Основные процессы дистрибьюции:

  1. Приемка.
  2. Транспортировка.
  3. Размещение и хранение.
  4. Комплектация.
  5. Упаковка.
  6. Отгрузка.

К значимым вспомогательным процессам могут быть отнесены:

  • Состояние, обслуживание и поддержание в исправности инфраструктуры, в том числе IT инфраструктуры.
  • Создание и поддержание условий хранения и транспортировки.
  • Уборка и санитарная обработка инфраструктуры.
  • Идентификация и прослеживаемость.
  • Выбор, проверка и мониторинг контрагентов, поставщиков, субдистрибьютеров.
  • Защита от контаминации.
  • Обучение персонала.
  • Утилизация брака, отходов.
  • Процессы обеспечения качества (валидация, аудиты, управление несоответствиями, анализ рисков, управление изменениями, порядок работы с жалобами и рекламациями, действия в чрезвычайных ситуациях, сохранность данных).

В выборе перечня требований, которые мы должны соблюдать в процессах дистрибьюции, зависит от наличия рисков и понимания того, какие процессы влияют на их возникновение. Вся создаваемая система GDP должна быть эффективной по затратам и результативной.

Наш опыт реализации проектов GDP свидетельствует о значительном снижении затрат наших заказчиков на обработку жалоб, рекламаций, утилизацию некондиции и о положительном росте показателя удовлетворенности потребителей, а значит и доверия к производителю.

Ольга Колчина
Руководитель проектов GDP
Olga.Koltschina@tms-cs.ru