8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Обучение СМК

Обучение СМК по ISO 9001 — самый популярный запрос в Отдел обучения ТМС РУС, что объясняется, конечно, задачами по внедрению, поддержанию и улучшению систем менеджмента качества (СМК) наших заказчиков.

Чем полезна статья:

  • Разберем, насколько обязательным является обучение СМК, какие цели могут быть выполнены в обучении СМК.
  • Узнаете, каких специалистов и каким темам СМК целесообразно обучать.
  • Скачаете пример Матрицы навыков.
  • Скачаете примеры годового Плана обучения.
  • Узнаете, как оценивать результативность обучения.

Почему обучаются СМК?

Анализ обращений в ТМС РУС, информация с аудитов систем менеджмента качества свидетельствуют о том, что обучение СМК в организациях обычно реализуется по трем сценариям:

  1. Обучение СМК в организации проводится только для сотрудника или отдела с ответственностью за разработку и поддержание системы менеджмента качества. Принцип – пройти по минимальным требованиям, не получить замечания от аудиторов.
  2. Обучение СМК как один из обязательных процессов для всего (ну или почти всего) персонала сертифицированной по ISO 9001 организации. Единая программа, единый объем. Такой сценарий может реализовываться в форме индивидуального изучения требований к СМК, вводного инструктажа, участия в обязательном курсе. В завершении часто проводится тестирование персонала. Удобный формат, но обычно мало результативный, так как тематика единая для всех, не достигается понимание применимости требований.
  3. Обучение СМК как процесс изучения, повторения, уточнения знаний по процессам и процедурам системы менеджмента качества. Самый логичный процесс, как его хочет видеть стандарт ISO 9001. Для реализации такого подхода требуется намного больше ресурсов, так как:
    • разрабатываются разные программы обучения для разных групп персонала
    • происходит постоянна актуализация программ обучения на темы, что не выполняется или выполняется с ошибками
    • введен мониторинг прохождения обучения всеми участниками, проводится повторное обучение для тех, кто отсутствовал. Проводится повторное обучение с применением других методов для тех, кто прошел контроль знаний с недостаточным уровнем.

Кто должен быть обучен СМК?

В стандарте ISO 9001 отсутствуют требования по наличию свидетельств обучения СМК у сотрудников. Требования системы менеджмента качества говорят о том, что персонал должен быть компетентным, а при недостаточности компетентности необходимо планировать и реализовывать мероприятия по обучению. В аудитах второй стороны, однако, мы часто встречаем в чек-листах требование по наличию в организации обученного персонала. Такое обучение также не обязательно проводится в сторонней организации, может пройти в форме самоизучения.

Что в таком случае может быть рассмотрено аудитором как несоответствие?

Пример из практики:

Сотрудник проводит внутренние аудиты СМК, изучив самостоятельно стандарт ISO 9001. На аудите демонстрируется обучающий материал — распечатка текста стандарта. При просмотре плана и отчета по аудиту, при проведении интервью выясняется, что  аудит СМК в данной организации – это выход на склад, отбор случайного продукта, анализ упакованного продукта на соответствие требованиям к упаковке, маркировке даты производства, наличию всех необходимых этикеток.

В таком варианте будет сделано замечание, которое должно обеспечить надлежащую компетентность внутреннего аудитора. Как вывод: замечания к необученности персонала результируются из неправильной практики реализации требований ISO 9001. Таким образом, хоть и не требуется ISO 9001, ТМС РУС рекомендует обучать сотрудников организации с ответственностью в СМК следующим темам (пример):

темы смк

Данная таблица, конечно, только пример. Тем не менее, она хорошо демонстрирует, что разным функциям требуются разные знания в системе менеджмента качества, в том числе. Для мониторинга достижения необходимого уровня компетентности можно использовать и внедрять Матрицу компетентности или Матрицу навыков, хорошо зарекомендовавшую себя для анализа и мониторинга навыков производственного персонала.

Матрица компетентности создается и для должностей, и для конкретных сотрудников. Есть возможность интегрировать в матрицу любые требуемые знания и навыки, в том числе по ISO 9001. Посмотрите пример ПО ССЫЛКЕ, используйте его как основу для планирования обучения сотрудников в области СМК.

Обучение

После выявленной на основе Матрицы компетентности потребности в обучении ее нужно реализовать. Подход к обучению отражает модель PDCA.

  • Планирование. Планирование обучения документируется, если это требуется организации, если организация большая, если такая форма коммуникации и утверждения бюджетов принята в организации и пр.
  • Проведение обучение. Все запланированные и необходимые (объективно необходимые!) мероприятия по обучению реализуются. Как мы уже писали ранее, форма обучения может быть очень разнообразной, ведь главное…
  • Достижение результата через обучение. И несмотря на то, что оценка результативности – логичный финал процесса, следует подумать о том, как оценивать достижение результата, что делать, если все-таки результат не был достигнут.

План обучения с темами, целями, периодами обучения предлагаем СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ.

Выбор данной формы планирования для нашей статьи и наших читателей обусловлен тем, что в примере заранее предусмотрено обоснование, зачем мы планируем данное обучение, какие задачи помогает решить мероприятие по достижению компетентности. Если много вопросов «зачем?» зададим уже на данном этапе, очень легко будет реализовать требование по проведению (и документированию!) оценки результативности в завершении.

Примеры:

  • Зачем обучали внутреннему аудиту? – Чтобы сотрудник качественно проводил внутренние аудиты.
  • Зачем обучали работе на кране? – Чтобы сотрудник привлекался к работе крановщиком.
  • Зачем изучали изменения в налоговом законодательстве? – Чтобы сдать без ошибок налоговую отчетность, получить положительное аудиторское заключение.

Как видно из примеров, ни в одном случае свидетельством результативности обучения не будет успешно пройденный тест. Это, конечно, не исключает других примеров, где экзамен может появиться как форма оценки мероприятий по обучению.

Мы уверены, что подходы и примере, изложенные в данной статье, помогли ответить на большинство вопросов по теме «Зачем и какое обучение СМК?». А если вопросы еще остались, задавайте их нам.

Семинары СМК ООО «ТМС РУС»:

Расписание тренингов «ТМС РУС»

Департамент обучения и комплексных проектов

info@tms-cs.ru