Оценка качества поставщиков – важная деятельность, которая обеспечивает организации не только отсутствие неприятностей в процессе сотрудничества с поставщиками, но и отсутствие рекламаций от потребителей организации, связанных с НЕкачеством деятельности поставщиков.
Решение в пользу поставщика – это всегда доверие, но согласно русской поговорке «Доверяй, но проверяй», оценка качества поставщиков внедрена именно для подтверждения возможности доверять.
В данной статье вы узнаете:
Возможно, что звучит на первый взгляд сложно, но расскажем обо всем по порядку.
Для начала запомним основополагающие принципы:
Принцип 1
Оценка качества поставщика складывается из оценки качества продукции и оценки возможности поставщика постоянно, как минимум, в течение всего срока сотрудничества сохранять качество продукции при поставках.
Принцип 2
Оценка качества поставщика распространяется на поставщиков материальной продукции, значимой для конечного продукта организации (сырье, компоненты, упаковочные материалы) и на поставщиков услуг.
Поставщики материальной продукции – это обычно те поставщики, чей продукт входит в состав производимого вашей организации продукта.
Пример: для производителя молока значимыми поставщиками будут фермы, поставляющие молоко, и производитель упаковки, в которое молоко разливается.
Значимые поставщики услуг – это, например:
Принцип 3
Принцип 3 относится к самому характеру оценки. Чтобы оценка имела смысл, она должна быть максимально объективной и непредвзятой. Основные принципы оценки качества поставщиков мы представили на картинке ниже:
Принцип 4
Любая оценка как качества продукции, так и процессов поставщика, объективна и достоверна только на тот короткий период времени, когда она проведена. Насколько результаты оценки качества поставщиков можно распространить на недели, месяца, года, зависит от скорости и возможностей изменения внутренней и внешней среды: насколько будет меняться стратегия поставщика, его руководство и собственник, насколько часто меняется законодательство в отношении продукта поставщика, насколько часто меняется стоимость закупаемого поставщиков сырья и вообще поставщики поставщиков… Принцип 4 говорит нам о том, что оценка качества поставщиков обычно проводится не один раз, а повторяется периодически.
Теперь, зная для каких поставщиков и когда проводить оценку, переходим к критериям оценки.
Оценка качества продукта – это оценка свойств продукта, которые требуются как нормативными и законодательными нормами, так и организациями-покупателями. Соответственно в этом блоке организация оценивает как соответствие обязательным, так и дополнительным критериям. Что имеется ввиду под характеристиками, можно посмотреть на самых простых продуктах и примерах из жизни:
Риски оценки качества продукта и ее объективности, о которых следует подумать:
Для проведения оценки качества продукта поставщика используются компетентные лаборатории.
Оценка стабильности качества поставщика - это двухфакторная оценка:
Метод для оценки качества процессов – это аудит поставщика.
Риски аудита поставщика:
Для проведения аудита поставщика привлекаются компетентные аудиторы или компетентные организации (больше информации можно посмотреть в разделе Аудит поставщика).
Курсы повышения квалификации для аудиторов:
Что дальше?
Разработайте систему оценки поставщиков на основе методологии из нашей статьи, следите за нашими следующими публикациями, где мы расскажем о том, как оценивать на практике критерии качества продукта и процессов, какие методы может использовать аудитор.
Департамент обучения и комплексных проектов
ООО «ТМС РУС»