Оценка профессиональных рисков рабочих мест сейчас не только требование для организаций, поддерживающих систему менеджмента управления охраной здоровья и безопасностью труда согласно ISO 45001, но и важная составляющая рисков Системы управления охраной труда (СУОТ).
Результаты оценки профессиональных рисков ложатся в основу всех управленческих решений:
В данной статье Вы
Оценку профессиональных рисков, как мы и писали в нашей предыдущей статье Управление рисками (ссылка), проводится межфункциональной компетентной командой. В этом словосочетании равнозначно важны 2 слова:
Простой пример: В организации произошла внештатная ситуация, короб с ртутьсодержащими лампами опрокинут, разбиты все 15 ламп. В рамках идентификации опасностей должна быть определена опасность отравления токсичными веществами персонала, осуществляющего работы по устранению последствий происшествия.
Еще один простой пример: Оператор фасовки следит за проведением дозирования приготовленной смеси в упаковочные пакеты. Смесь подается из верхнего бункера-накопителя. Стандартные операции рабочего заключаются в том, чтобы подавать упаковочные пакеты на линию, следить за герметичным закрытием пакетов и нанесением маркировки. Все стандартные операции проводятся на конвейере после завершения операции фасовочным узлом, риски для здоровья рабочего – незначительные. Однако, каждый рабочий, выполняющий данную операцию, в весенний и осенний периоды сталкивается с тем, что смесь в бункере из-за повышенной влажности налипает на стенки бункера, комкуется. Для обеспечения подачи продукта необходимо подняться к загрузочному люку бункера и как-нибудь устранить образовавшиеся комки. Часто используются подручные средства – черенки, палки, лопаты. Такая операция не предусмотрена инструкциями, поэтому не будет учтена при оценке профессиональных рисков оператора фасовочного узла, если не привлечь к этой работе непосредственно самих участников процесса.
Сама оценка профессиональных рисков проводится в 3 основных этапа:
Первый этап – самый важный этап в оценке профессиональных рисков. Так как если процесс будет недостаточно изучен, не рассмотрен во всех вариантах его проявления (здесь мы имеем ввиду стандартный ход процесса, редкие или нерегулярные операции рабочего места, внештатные или аварийные ситуации, которые могут произойти), то опасности не будут идентифицированы. А далее соответственно не будут рассмотрены риски, упущены, возможно, важные управленческие решения. Одна из основных причин всех несчастных случаев - это как раз непринятие во внимание тех или иных опасностей. Не подумали, не учли, не предусмотрели меры защиты.
Для поддержки в идентификации опасностей целесообразно разработать и распространить типовой перечень опасностей, из которого будут подбираться нужные для конкретного рабочего места. Фрагмент такого типового перечня демонстрируем на рисунке ниже:
Каждая опасность документируется с рисками, которые могут быть реализованы. Реестр опасностей рабочего места – это первый документ, который образуется в результате работы с профессиональными рисками.
Оценку рисков обычно проводят по «классической» методике ранжирования рисков по вероятности возникновения и тяжести последствий. Для данного этапа для единообразия в подходах также целесообразно установить правила, раскрывающие сотрудникам, проводящим оценку рисков понимание, что означает, например, «редко», «часто», «иногда» при оценке вероятности наступления рискового события. Пример классификации по периодичности возникновения инцидентов приведем на рисунке ниже.
В результате данного этапа все выявленные риски разделяются на значимые и незначимые, на приоритетные и второстепенные.
Назначение мер управления проводят для значимых рисков. Это не означает, что нельзя назначать мероприятия в отношении второстепенных профессиональных рисков. Это означает, что нельзя заниматься прочими рисками, не уделяя первоочередное внимание самым важным.
На один риск не обязательно, даже часто не назначается одна мера управления. Мероприятий может быть несколько, и они могут влиять на:
Назначение мероприятий также документируется, целесообразно проводить это в том же документе с идентифицированными опасностями рабочего места, чтобы в последствии можно было оценить эффект от мер управления на идентифицированные опасности.
По ссылке предлагаем скачать форму для идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков рабочего места, которая имеет несколько удачных решений, а именно:
Данная таблица может быть дополнена ответственными и сроками реализации мер управления профессиональными рисками, периодом и результатами переоценки рисков.
Результаты оценки профессиональных рисков не всегда приводят к снижению рисков, тем более, не всегда приводят к снижению риска до минимального уровня. Многие операции остаются видами работ с высокими рисками. Для таких видов работ принято определять требования к личным качествам персонала-исполнителя, осуществлять подбор и дальнейший мониторинг персонала по соответствию установленным личным качества. Области требуемых личных качеств персонала для работ с высокими рисками приведены на следующем рисунке.
При проведении оценки профессиональных рисков организации могут столкнуться со следующими сложностями:
Исключить эти сложности помогает привлечение экспертов ТМС РУС к проекту по оценке профессиональных рисков. Мы реализуем такой проект в 2 этапа:
В результате оценки профессиональных рисков формируются постоянные правила осуществления процессов, направленные на снижение рисков для здоровья персонала, а также реализуются организационно-технические мероприятия.
Заказать услугу по оценке профессиональных рисков можно по контактам: info@tms-cs.ru
Записывайтесь на наши семинары:
Расписание тренингов «ТМС РУС»
Департамент обучения и комплексных проектов