• English
  • Русский
8 (800) 505-34-91
(звонок из регионов бесплатный)
TMS RUS
ТМС РУС – лидер в области международной и национальной
сертификации, технического надзора и обучения,
инспекций, экспертизы и аудита.
 

Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков рабочих мест сейчас не только требование для организаций, поддерживающих систему менеджмента управления охраной здоровья и безопасностью труда согласно ISO 45001, но и важная составляющая рисков Системы управления охраной труда (СУОТ).

Результаты оценки профессиональных рисков ложатся в основу всех управленческих решений:

  • Самое главное: Как планировать и осуществлять безопасный процесс
  • Какие средства индивидуальной защиты приобретать для рабочих мест
  • Какие инструкции по охране труда создавать
  • В том числе, учитывая область производственной психологии, каким персоналом осуществлять процесс, чтобы он мог, умел, выполнял и т.д.

В данной статье Вы

  • узнаете о порядке проведения оценки профессиональных рисков
  • получите форму Реестра опасностей и оценки  рисков
  • получите таблицу  личных качеств персонала для осуществления процессов с высокими рисками

Как проводить оценку профессиональных рисков?

Оценку профессиональных рисков, как мы и писали в нашей предыдущей статье Управление рисками (ссылка), проводится межфункциональной компетентной командой. В этом словосочетании равнозначно важны 2 слова:

  • компетентной. В команде обязательно должны присутствовать сотрудники, понимающие какие опасности несет деятельность.

Простой пример: В организации произошла внештатная ситуация, короб с ртутьсодержащими лампами опрокинут, разбиты все 15 ламп. В рамках идентификации опасностей должна быть определена опасность отравления токсичными веществами персонала, осуществляющего работы по устранению последствий происшествия.

  • межфункциональной. Если поручить проведение оценки профессиональных рисков только сотруднику отдела охраны труда, многие риски, возникающие при отклонениях от стандартных ситуаций, просто-напросто не будут идентифицированы, так как многие операции на рабочем месте не предусмотрены никакими инструкциями, и о них знают только люди «на местах».

Еще один простой пример: Оператор фасовки следит за проведением дозирования приготовленной смеси в упаковочные пакеты. Смесь подается из верхнего бункера-накопителя. Стандартные операции рабочего заключаются в том, чтобы подавать упаковочные пакеты на линию, следить за герметичным закрытием пакетов и нанесением маркировки. Все стандартные операции проводятся на конвейере после завершения операции фасовочным узлом, риски для здоровья рабочего – незначительные. Однако, каждый рабочий, выполняющий данную операцию, в весенний и осенний периоды сталкивается с тем, что смесь в бункере из-за повышенной влажности налипает на стенки бункера, комкуется. Для обеспечения подачи продукта необходимо подняться к загрузочному люку бункера и как-нибудь устранить образовавшиеся комки.  Часто используются подручные средства – черенки, палки, лопаты. Такая операция не предусмотрена инструкциями, поэтому не будет учтена при оценке профессиональных рисков оператора фасовочного узла, если не привлечь к этой работе непосредственно самих участников процесса.

Сама оценка профессиональных рисков проводится в 3 основных этапа:
 

Этап 1. Изучение процесса. Идентификация опасностей

Первый этап – самый важный этап в оценке профессиональных рисков. Так как если процесс будет недостаточно изучен, не рассмотрен во всех вариантах его проявления (здесь мы имеем ввиду стандартный ход процесса, редкие или нерегулярные операции рабочего места, внештатные или аварийные ситуации, которые могут произойти), то опасности не будут идентифицированы. А далее соответственно не будут рассмотрены риски, упущены, возможно, важные управленческие решения. Одна из основных причин всех несчастных случаев - это как раз непринятие во внимание тех или иных опасностей. Не подумали, не учли, не предусмотрели меры защиты.

Для поддержки в идентификации опасностей целесообразно разработать и распространить типовой перечень опасностей, из которого будут подбираться нужные для конкретного рабочего места. Фрагмент такого типового перечня демонстрируем на рисунке ниже:

Идентификация опасностей

Каждая опасность документируется с рисками, которые могут быть реализованы. Реестр опасностей рабочего места – это первый документ, который образуется в результате работы с профессиональными рисками.

Этап 2. Оценка рисков

Оценку рисков обычно проводят по «классической» методике ранжирования рисков по вероятности возникновения и тяжести последствий. Для данного этапа для единообразия в подходах также целесообразно установить правила, раскрывающие сотрудникам, проводящим оценку рисков понимание, что означает, например, «редко», «часто», «иногда» при оценке вероятности наступления рискового события. Пример классификации по периодичности возникновения инцидентов приведем на рисунке ниже.

Оценка рисков

В результате данного этапа все выявленные риски разделяются на значимые и незначимые, на приоритетные и второстепенные.  

Этап 3. Назначение мер управления

 

Назначение мер управления проводят для значимых рисков. Это не означает, что нельзя назначать мероприятия в отношении второстепенных профессиональных рисков. Это означает, что нельзя заниматься прочими рисками, не уделяя первоочередное внимание самым важным.

На один риск не обязательно, даже часто не назначается одна мера управления. Мероприятий может быть несколько, и они могут влиять на:

  • тяжесть последствий;
  • вероятность возникновения риска.

Назначение мероприятий также документируется, целесообразно проводить это в том же документе с идентифицированными опасностями рабочего места, чтобы в последствии можно было оценить эффект от мер управления на идентифицированные опасности.

По ссылке предлагаем скачать форму для идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков рабочего места, которая имеет несколько удачных решений, а именно:

  • напоминает, что опасности должны быть идентифицированы для штатных и внештатных ситуаций (ISO 45001 использует для этого определение «разумно предсказуемых»)
  • определяет, на кого может быть направлена опасность: только на персонал, занятый на данном рабочем месте или на других людей в том числе. В будущем эта информация понадобится для определения мер управления и целевых групп. Самый простой пример реализации здесь - решение, меры на какие опасности включать в инструкции по охране труда для той или иной должности.
  • дает подсказки, в каких областях предлагать меры по воздействию на уровень риска.

Данная таблица может быть дополнена ответственными и сроками реализации мер управления профессиональными рисками, периодом и результатами переоценки рисков.

О персонале

Результаты оценки профессиональных рисков не всегда приводят к снижению рисков, тем более, не всегда приводят к снижению риска до минимального уровня. Многие операции остаются видами работ с высокими рисками. Для таких видов работ принято определять требования к личным качествам персонала-исполнителя, осуществлять подбор и дальнейший мониторинг персонала по соответствию установленным личным качества. Области требуемых личных качеств персонала для работ с высокими рисками приведены на следующем рисунке.

О персонале

При проведении оценки профессиональных рисков организации могут столкнуться со следующими сложностями:

  • недостаток ресурсов для проведения такой обширной и требующей детализации работы;
  • недостаточно знаний для идентификации всех опасностей, для проведения последующей оценки рисков;
  • психологический барьер. Каждому человеку свойственно искать подтверждения своей правоты, признавать недочеты в работе. В своих проектах мы часто сталкиваемся с тем, что персонал не готов рассмотреть иное мнение, так как привык к стандартному ходу процесса и не желает ничего менять.

Исключить эти сложности помогает привлечение экспертов ТМС РУС к проекту по оценке профессиональных рисков. Мы реализуем такой проект в 2 этапа:

  • Сбор информации на объекте. На этом этапе проводятся изучение технологических процессов, интервьюирование персонала, обходы рабочих мест, фрагментирование рабочих операций на элементы.
  • Разработка и документирование подходов к идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков. В результате формируются Стандарт организации, Учетные карты идентификации опасностей и оценки рисков, Сводный реестр опасностей и оценки рисков в области профессионального здоровья и безопасности, План мероприятий по устранению и минимизации профессиональных рисков.

В результате оценки профессиональных рисков формируются постоянные правила осуществления процессов, направленные на снижение рисков для здоровья персонала, а также реализуются организационно-технические мероприятия.

Заказать услугу по оценке профессиональных рисков можно по контактам: info@tms-cs.ru

Записывайтесь на наши семинары:

  • Система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Курс для высшего руководства 29 - 30 апреля вебинар онлайн
  • Оценка рисков и специальная оценка условий труда 31 мая вебинар онлайн
  • Интегрированные системы менеджмента. Курс для высшего руководства 24 - 25 мая вебинар онлайн

Расписание тренингов «ТМС РУС»

Департамент обучения и комплексных проектов