Понятием «оптимизация бизнес-процессов» чаще стали интересоваться в 2020 году, когда почти все организации столкнулись с необходимостью жить по-новому, найти пути сокращения затрат. В данной статье мы решили поделиться нашим практическим опытом оптимизации бизнес-процессов.
Вы получите:
Оптимизация бизнес-процессов – это снижение затрат на осуществление процессов, улучшение их эффективности. Другой важный аспект оптимизации - это баланс между сокращением затрат и отсутствием влияния или минимальным влиянием на результат процесса (=потерю качества процесса). Как выглядит этот баланс, представлено на рисунке:
Как видно из рисунка, начальные этапы оптимизации дают большой эффект в сокращении затрат, практически без увеличения рисков процесса. В определенный момент оптимизация бизнес-процессов, сокращая затраты на осуществление процесса, ведет к значительному увеличению рисков процесса, а значит, снова увеличивает затраты.
Пример из практики: Колл-центр решает повысить эффективность основного процесса по приему обращений клиентов. В результате анализа деятельности часть сотрудников с наименьшей эффективностью покидает компанию, сэкономленные ресурсы частично используются для мотивации опытных операторов. Колл-центр на втором этапе оптимизации сокращает еще раз штат персонала, повторяя при этом положительный предыдущий опыт с мотивацией сотрудников через премии из сэкономленного зарплатного фонда. Однако, со второй волной дополнительной загрузки персонал не справляется. Усталость операторов колл-центра приводит к потере внимательности и дружелюбности, ошибкам в консультировании клиентов. Количество жалоб и отказов от дальнейшего сотрудничества со стороны заказчиков растет. Руководство компании принимает решение увеличить штат отдела продаж для привлечения новых заказчиков.
В нашей статье мы рассматриваем «правильную» и «оптимальную» оптимизацию бизнес-процессов.
Как и в любой технологии, в этом блоке мы должны ответить на вопросы:
должен заниматься оптимизацией. Ответим на эти вопросы по порядку.
Оптимизацию бизнес- процессов проводят в следующих основных случаях:
Согласно определению оптимизировать можно каждый процесс. Вопрос стоит в том, нужно ли проводить оптимизацию каждого бизнес-процесса. Эффект от оптимизации процессов должен превышать затраты на оптимизацию. В любом случае для начала проекта по повышению эффективности рекомендуем выбирать процессы с высокими затратами. К таким процессам обычно относятся:
Этот список не универсальный. В нашей практики компании оптимизировали и процессы хранения, логистики, обучения персонала.
План по оптимизации бизнес-процесса состоит из следующих этапов:
Как и обещали в начале статьи, ПО ССЫЛКЕ размещаем чек-лист с основными вопросами, которые после небольшой адаптации рекомендуем использовать для проведения анализа состояния.
В итоге мы ожидаем получить, конечно, повышение эффективности в косвенном или прямом денежном выражении.
Ниже приводим некоторые «стандартные» направления оптимизации отдельных процессов:
Логистика
Производство
Бухгалтерия
Еще один наглядный пример оптимизации процесса обработки заказов представлен на картинке ниже.
В приведенном примере компания на основе накопленных статистических данных, анализа рисков приняла решение отгружать продукцию потребителю, не дожидаясь результатов контроля качества. Результаты контроля выходят в момент, когда готовая продукция находится в пути к потребителю. Это позволило освободить часть складских помещений.
В завершении статьи желаем всем успешных результатов оптимизации бизнес-процессов. Используйте привлечение эксперта ТМС РУС для оптимизации вашего проекта по оптимизации бизнес-процессов или приходите к нам учиться проводить оптимизацию процессов профессионально и эффективно!
Семинары СМК ООО «ТМС РУС»:
Расписание тренингов «ТМС РУС»
Департамент обучения и комплексных проектов