• English
  • Русский
8 (800) 505-34-91
(звонок из регионов бесплатный)
TMS RUS
ТМС РУС - представитель ТЮФ ЗЮД
в странах Евразийского экономического союза
 

Особенности внедрения системы экологического менеджмента в проектных организациях и офисах

Особенности внедрения системы экологического менеджмента в проектных организациях и офисахМеждународный стандарт ISO 14001:2015 в большей степени применим для организаций, которые являются производителями, т.е. кто явно оказывает прямое влияние на окружающую среду в рамках своей производственной деятельности.

Между тем сейчас не редко можно встретить запросы на сертификацию системы экологического менеджмента от организаций, которые оказывают услуги. Это может быть проектный институт, управляющая компания, компания по сервисному обслуживанию.

Почему появляется такая потребность?

В основе таких запросов, конечно, редко лежит инициатива самой организации; часто разрабатывать, внедрять, сертифицировать систему экологического менеджмента (СЭМ) заставляет материнская компания или потребитель, которые исходят из трех убеждений:

  • в ситуации с управляющей компанией – логика, требования, стратегия и Политика закладываются от высшего менеджмента, соответственно эти структуры должны соответствовать ISO 14001;
  • для проектных / конструкторских бюро – результаты проектирования прямым образом влияют на последующие воздействия на окружающую среду;
  • для сервисных компаний – вся цепочка жизненного цикла продукта должна быть включена в принципы и охвачена требованиями системы экологического менеджмента.

Какие особенности есть в СЭМ для организаций, оказывающих услуги?

На производственных площадках мы легко можем наблюдать прямое или явное воздействие на окружающую среду, которое проявляется в виде отходов, выбросов, сбросов в результате производственной деятельности или потребления ресурсов для осуществления производственной деятельности. И легко найти направления, по которым возможны улучшения в части снижения воздействия на окружающую среду.

А с чем работать в офисе? Причем постоянное улучшение должно носить систематический характер, а не быть разовой акцией. Самые легкие и явные направления – это экономия электроэнергии и воды, снижение количества образования отходов! Но очень быстро становится понятно, что потенциала для улучшений здесь мало, и мотивировать такими улучшениями персонал совсем не получается.

Что делать дальше? Над чем работать?

Не стоит забывать, что разработчики стандарта в Приложении А.6.1.2  про экологические аспекты и связанные с ними воздействиями говорят, что воздействие на окружающую среду может быть прямым, как в случае с образованием отходов, потреблением ресурсов и пр., так и косвенным, что может включать в себя принятые управленческие решения, если это управляющая компания, или проектные решения, в случае проектной компании. 

Ведь при определении экологических аспектов организация рассматривает перспективу жизненного цикла продукта или услуги. А типичные этапы жизненного цикла продукта или услуги могут включать в себя: добычу сырья, проектирование (наши проектные институты), производство, транспортировку/доставку, использование (наши сервисные компании), обработку после истечения срока эксплуатации и окончательную утилизацию. А применимые этапы могут варьироваться в зависимости от вида деятельности, продукта или услуги.

Также не стоит забывать о дополнительных возможностях участия в различных социальных проектах, направленных на охрану окружающей среды. Уже далеко не эксклюзивными, а распространенными практиками являются:

  • участие в сборе отработанных батареек, крышечек;
  • участие в проектах «зеленый офис»;
  • благотворительные акции по озеленению, уборке и много другие.

Это дает возможность минимизации воздействия  на окружающую среду, улучшить мотивацию сотрудников видимыми результатами в системе экологического менеджмента, а также благоприятно влияет на имидж компании!

А. Полуэктова
Ведущий эксперт/аудитор по системам менеджмента
Департамент обучения и комплексных проектов