Данная статья посвящена важному аспекту в ведении любого проекта, будь это улучшение системы менеджмента качества (СМК) или внедрение SAP, или любое другое изменение – психологии изменений. С одной стороны, мы будем говорить о не совсем «стандартной» теме для специалистов по системам менеджмента, с другой стороны, мы поделимся примерами из наших проектов, которые свидетельствуют об абсолютной необходимости знаний форм работы по проекту, а конкретно, с персоналом.
При наличии одной и той же программы проекта в одних организациях он осуществляются по плану, с поддержкой персонала, в других – вызывает огромные возражения, контрпродуктивные действия. Последнее может стать и поводом к отступлению, когда руководство организации отказывается от внедрения изменений к лучшему, получая непредвиденные проблемы.
Так произошло и у нашего заказчика, когда он принял более выгодное предложение нового поставщика свежих ягод (компания имеет сеть кондитерских). Сопротивление персонала выразилось в обращениях технологов к руководству о невозможности работать с новым сырьем, в поощряемых персоналом письмах-обращениях к руководству от имени клиентов, свидетельствующих о наличии в ягодах жучков, непривычном вкусе блюд и т.п. В итоге поставки от предыдущего поставщика были возвращены, планируемой экономии в более 3 млн. рублей не произошло, при этом объективных свидетельств плохого качества нового поставщика не получено. Положительными аспектами данной истории стали два факта:
Стандарты с требованиями к системам менеджмента, обновляемые с 2015 года, подтверждают важность работы с психологическими аспектами также и все больше и больше включают в свои требования прямые или смежные с психологией темы, связанные с:
О связи содержания и формы мы знаем из курса философии, проекты по внедрению изменений являются ярким примером, как важно иметь не только:
И если содержание проекта – всегда разное, то знания по форме реализации изменений очень похожи. Самое простое объяснения тому: психология изменений неразрывно связана с людьми, а каждый проект – это прежде всего работа с людьми, а не с машинами.
Этот набор знаний и умений должен охватывать:
И в заключении еще один пример из нашей жизни. Недавно с менеджером по качеству нашего заказчика мы рассматривали ситуацию, когда у него и у другого руководителя подразделения не было достигнуто согласия с результатами внутреннего аудита. Предметной причины такого разногласия не было, причина была в области психологии. На высказывание «плохо, что не получилось найти общий язык» менеджер по качеству возразил: «Я в рамках внутреннего аудита оцениваю соответствие, а не делаю подстройки к собеседникам».
Однако необходимо понимать, что без подстроек к участникам проекта не получится привести проект к результату. А значит, компетенции менеджера по психологии изменений являются равными по значимости экспертным знаниям по содержанию проекта.
Приглашаем всех, кто сталкивался или имеет проблемы в реализации проекта из области психологии, кто планирует внедрение изменений и хочет осуществить проект в срок, без неоправданных задержек на наш семинар «Психология изменений и производственная коммуникация», который состоится 26-27 августа 2019 года.
Подробную программу семинара и условия участия можно получить по контактам:
Info@tms-cs.ru
Департамент обучения и комплексных проектов
ООО «ТМС РУС»