8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Психология управления. Эмоциональность

Психология управления. Эмоциональность Из интервью Владимира Познера:

«….Русские все-таки очень эмоциональные, у русских бывают взлеты и падения настроения… то восторг, то полное разочарование, то глубокое страдание. Прямо скажем, любят выпить…. Кроме того, литературный дар. У русских он необыкновенный. Потом – любят подраться. И очень быстро помириться. Очень обаятельные, очень талантливые. И как маятник, то влево, то вправо качнут…..»

«Не в бровь, а в глаз», лучше и не скажешь. И это совсем не философская тема, а скорее фактор, мешающий продуктивной деятельности многих российских компаний и коллективов. Фактор, который нужно учитывать всегда при внедрении систем управления и взаимодействии с персоналом. И что же нам делать с этим наследием предков?

Во-первых, РАЗОБРАТЬСЯ, в чем состоит  национальная особенность:

  • В иностранных компаниях люди ориентированы на деятельность,  на наших предприятиях – ментально отстранены  от рабочего процесса.
  • Наши зарубежные друзья сдержаны в личном общении, держат дистанцию. Мы же привыкли жить чувствами.
  • Иностранцы уважают свободу и границы другого человека. Русский — границы своего внутреннего мира, личный комфорт.
  • У нас не принято улыбаться незнакомым людям, российским людям присущ некий негативизм.

Есть и положительный аспект. «Страшен гнев человека, который гневается раз в году». Это не про нас. Мы выплескиваем эмоции сразу, «кто не спрятался, я не виноват». Но в то же время, как показывает статистика, у россиян доля самоубийств гораздо ниже, чем, например, среди японцев (все эти комнаты разгрузки, чучело  начальника и прочие атрибуты)  или индусов.

Во-вторых, ОСОЗНАТЬ, что мы действительно бываем излишне эмоциональны в работе. Это наш менталитет, особенность национального характера. И это факт. Так почему же не попытаться использовать его во благо? У монеты всегда две стороны, см. таблицу:

ПОЛЬЗА В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ?
+ В творческих профессиях или заданиях  эмоции необходимы. Согласитесь, нас никогда не вдохновит игра актера с лицом «poker face». — Импульсивность сотрудника (если он, конечно, не работает в театре) мешает в делах. В системе управления рассудительность и рационализм играет большую роль.
+ С помощью эмоций можно легко манипулировать людьми. Это хорошо знают политики, юристы, продавцы, руководители. — Зависимость от собственных эмоций предполагает отсутствие ответственности за  поступки и действия.
+ Эмоциональные люди предсказуемы, с ними легко выстроить коммуникацию. С хладнокровными сложнее, их реакцию тяжело предугадать. — Отсутствие эмоциональной составляющей создает сложности самому человеку. Например, барьеры в общении с коллегами.
+  Эмоциональные люди легко выплескивают как позитив, так и негатив  наружу. Они всегда выигрывают в плане психического здоровья. —  Если игнорировать эмоции, энергия, которая дана для действия (беги или сражайся), копится внутри и становится  разрушительной для человека.
+ Эмоциональные люди открыто делятся радостью, хорошими новостями, достижениями, заряжая позитивом других. — Мы, не задумываясь о последствиях, выплескиваем негатив на тех, кто оказался под рукой, что приводит к производственным конфликтам, стрессам, выгоранию.

И в третьих,  НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ. Любая эмоция – это ключ к пониманию себя и лучшему пути к целям.

Чаще всего проблемой излишней эмоциональности сотрудника становится обычная неуверенность в себе. Мы никак не сможем повлиять на эмоции другого человека, не заставим его измениться в одночасье. Единственное, что мы можем сделать – научить себя правильно реагировать на происходящее. Тему эмоционального интеллекта мы подробно разбираем на нашем тренинге «Психология изменений и производственная коммуникация».

И самое главное – АНАЛИЗ. Наша большая ошибка состоит в том, что мы стараемся как можно быстрее забыть негативный инцидент, удалить его из своих мыслей. В результате, вместо бесценного опыта, мы получаем разочарование, чувство стыда, вины. Поэтому и наступаем  на «те же грабли» в следующий раз.

А если взять за правило регулярно производить анализ эмоций, задавая себе вопросы: «Что сейчас меня так вывело из себя?», «Есть реальные причины для гнева?», «Я всегда так реагирую в подобных ситуациях?».

В таком случае, наши автоматические реакции будут вытеснены, а на смену придет осознанная модель поведения. Когда мы спокойны и контролируем ситуацию, мы не станем биться головой о стену. Мы посмотрим по сторонам и увидим ВЫХОД. И, возможно,  даже не один, а целых два или три.

Наталья Анохина

Психолог
Департамент обучения и комплексных проектов
info@tms-cs.ru