Продолжая тему российского менталитета, хотелось бы подробнее остановиться на такой особенности, как ОБЩИННОСТЬ (или СОБОРНОСТЬ).
Русских людей с древних времен объединяла церковь и общая идея любви к Богу. Сплотиться наших предков заставили и многочисленные разорительные войны. И, конечно же, советское время поспособствовало интенсивному развитию солидарности, партнерства и коллективистских чувств.
Хорошо это или плохо для внедрения и поддержания систем менеджмента, управления коллективами в настоящее время? Давайте разбираться.
Главные минусы:
- Уравниловка. Приведу пример: один сотрудник приносит 70% дохода в отдел, второй 30%. Так как большинство предприятий работает по принципу «мы же дружные», «мы же одна семья», слабые начинают ущемлять сильных. Более продуктивные сотрудники начинают содержать менее продуктивных сотрудников. Такая поддержка часто незаслуженная, приводит к демотивации и уходу из компании высокопродуктивных сотрудников.
- «Общиной» легче управлять, чем каждым сотрудником по отдельности. Такая особенность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». При слабом лидерстве и неорганизованной системе управления, преимуществом могут воспользоваться неформальные лидеры, чтобы увести коллектив в другом направлении. Отрицательными явлениями в системах управления здесь могут быть: забастовки персонала, игнорирование поручений, даже терроризм и зловредительство (последнее, особенно опасно на пищевых производствах).
- Индивидуализм – это не про нас. Индивидуализм никогда не укладывался в понятия и сознание «стандартного» россиянина, а расценивался как противопоставление себя обществу, общественным интересам, общему делу. Всем знакомы фразы: «Думает только о себе», «Ставит себя выше всех». Это позорная и осуждаемая у нас черта. Чем это вредит в управлении? Хорошие инициативы подавляются, мнения замалчиваются.
- Мы допускаем вмешательство в нашу жизнь посторонних людей. Часто корректируем жизненные цели, в зависимости от чужого мнения, считая его более правильным.
Что с этим делать? Как использовать эту национальную черту в работе?
Во-первых, начать с лозунга: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», а еще…
Использовать плюсы:
- Сплочение. Создание единого коллектива, в котором господствует благоприятная морально-психологическая атмосфера, способствует заметному повышению производительности труда, закреплению кадров, приобретению менеджером лидерского положения. Соответственно, главная задача в психологии управления здесь – обучение и развитие сильных, мотивированных лидеров организации.
- Взаимопомощь. Русского человека характеризует простота и добродушие. Нам нравится давать советы, помогать другим. Если за границей могут пройти мимо, не указав вам на развязавшийся шнурок, у нас подскажет каждый второй. Вот почему у нас так популярен и продуктивен метод наставничества. Развиваем метод наставничества, внутренние академии для менеджмента знаний в соответствие со всеми требованиями ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, IATF 16949, ISO 22000, FSSC, …
- Поддержка слабых. Так как работа в компании чаще всего командная, сильные сотрудники всегда готовы взять на поруки слабых сотрудников. Выполнить работу за сотоварища, помочь материально, поддержать словом и пр. И если в первой части статьи мы критиковали эту характеристику, то в положительных аспектах назовем те случаи, где это в системах менеджмента очень пригодится:
- Коллективная переделка бракованной партии продукции.
- Оперативное перераспределение задач внутри коллектива, принятие дополнительных задач для поддержки слабых процессов, например, общая мобилизация для подачи своевременной тендерной документации.
- Разделение труда. Давно замечено, что если разделить между собой обязанности, то для выполнения какой-либо работы понадобится меньше времени и сил. Главное, распределить их в соответствии со способностями и возможностями каждого сотрудника.
Больше практических рекомендаций мы предоставляем в рамках наших услуг:
- Диагностические обследования психологического климата
- Обучение по психологии управления
Будем рады вашим вопросам и запросам! Обучение (онлайн вебинар) по теме «Психология изменений и производственная коммуникация» 20-21 апреля 2020г.
Н.Анохина психолог, эксперт-аудитор
Департамент обучения и комплексных проектов
info@tms-cs.ru