Работающая СМК (система менеджмента качества) — это система, которая
Список преимуществ можно продолжать бесконечно, так как именно все эти факторы привели к популярности и признанию практик управления, собранных в стандарте ISO 9001:2015. Имидж СМК в нашей стране, к сожалению, не настолько высокий. К сожалению, работающая СМК в российской компании – это редкость, и все чаще на практике мы сталкиваемся с тем, что созданные в рамках проекта ISO 9001 «системы» ничего общего не имеют с системами управления. Один из последних запросов в нашу компанию звучал так:
«Помогите, пожалуйста, нам с разработкой процессов, только без ISO, ISO у нас уже есть».
Другая область, где работающая СМК не получается, это - персонал. Вторая по популярности причина обращения в нашу компанию за проведением обучения — это нежелание персонала пользоваться предложенными методами, системами и подходами системы менеджмента качества.
«Нам необходимо обучение, в результате которого персонал будет соблюдать наши правила СМК».
Изменять такое отрицательное отношение намного сложнее, чем сделать сразу работающую СМК. Мы продолжаем настойчиво рекомендовать здесь узнавать правильные подходы к созданию системы управления, привлекать компетентных специалистов, консультантов, аудиторов, для которых работающая СМК – это не пакет документации.
Если все же негативное отношение уже укоренилось в компании, необходимо планировать процесс изменения.
Успех изменения поведения персонала будет зависеть от трех шагов (подсмотрим здесь наработки психологии):
ШАГ 1. Достичь осознанности. Этап, для которого важны яркие примеры, практики, картинки, индивидуальное обращение к каждому сотруднику. Необходимо и ответственным за проект СМК осознать, что нельзя заставить поддерживать СМК. И даже если фраза в листе ознакомления будет выглядеть как на нашем фото:
это не поможет достичь осознания и понимания.
ШАГ 2. Внедрить соблюдение процессов СМК как норму для всех, абсолютно всех в компании.
Согласитесь, что результаты даже самого яркого обучения забудутся, если персонал не увидит следование принципам СМК в практике.
Самый распространенный пример относится к борьбе с курением на рабочих местах в организациях, где руководители курят сами в производственных помещениях во время посещений производственных цехов. Работающая СМК получится тогда, когда несоблюдение процессов будет осуждаться, не поддерживаться окружением, по принципу: «У нас так не принято».
ШАГ 3. Сделать возможным просто и легко выполнять все задачи; упростить систему менеджмента качества.
Когда созданы хорошие предпосылки для работающей СМК, повторимся:
можно переходить к искусству изменения технологий системы управления. Целью данного этапа будет пересмотр всех неработающих практик и соответственно документов, найти самые правильные и экономически выгодные решения. И да, на этом этапе возможно придется отказаться от ранее разработанных красивых формул, например для оценки поставщиков.
Чем проще и удобней будут процессы, тем больше понимания и удовлетворения правилами можно будет достичь.
Академия ТМС РУС готова поддержать все организации и сотрудников на пути изменения, предложив обучение по требованиям и практикам систем менеджмента качества для того, чтобы работающая СМК также стала нормой для всех.
Тренинги Академии ТМС РУС, которые помогут реализации проекта по внедрению системы менеджмента:
Департамент обучения