• English
  • Русский
8 (800) 505-34-91
(звонок из регионов бесплатный)
ТЮФ ЗЮД
в странах Евразийского экономического союза
150 лет опыта
 

Сертификация систем менеджмента качества

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества является уже долгое время нормой почти для всех отраслей промышленности, а в последний период времени разработка и сертификация систем менеджмента становятся востребованными процессами в сфере услуг.

Внутренние преимущества СМК

Возможность получения внутренних преимуществ от построения системы менеджмента качества (СМК), реализации ее принципов, вызывает мало сомнений, особенно, если принять во внимание, что:

  • стандарты с требованиями к СМК отражают лучшие практики менеджмента, а значит требования стандартов – это отражение проверенного опыта, нет необходимости «изобретать велосипед» и пр.;
  • требования стандартов призваны улучшать ситуацию с целью построения устойчивого и успешного бизнеса, а не мешать и усложнять работу;
  • в разработке международных стандартов принимают участие эксперты многих стран, представляющие различные сферы.

Сомнения возникают в необходимости самой сертификации созданной системы менеджмента, в выборе системы сертификации и сертификационного органа.

Сертификация системы менеджмента качества

Необходимо определить, что решение о сертификации системы менеджмента должно быть принято на основании планируемых улучшений от получения и поддержания сертификата. Именно заинтересованные стороны организации, официально заявляющие или предположительно желающие видеть сертификат на систему менеджмента качества, определяют:

  • какие процессы / места расположения подлежат внешней сертификационной процедуре;
  • в какой системе сертификации должен быть получен сертификат, национальной или международной, а иногда даже
  • каким конкретно сертификационным органом должен быть выдан сертификат (мы, например, очень часто получаем запрос на сертификат TUV).

Здесь, с точки зрения наших экспертов бессмысленно говорить о правильности или неправильности подходов, о нелогичности получать 2 сертификата на одну систему менеджмента качества в национальной и международной системах или, тем более, рассуждать об отсутствии здравого смысла в сертификации СМК в двух международных сертификационных органах.

Так как требования исходят от заинтересованной стороны в решении самой организации остается определить:

  • можно ли отказаться от выполнения требования (существует ли такая возможность);
  • целесообразно ли брать на себя обязательства по соблюдению всех требований заинтересованных сторон, в том числе, является ли данное решение экономически обоснованным.

Каким должен быть сертификат?

Если, сертификат на систему менеджмента качества для организации является прежде всего маркетинговым инструментом, то нужна его результативность и окупаемость.  Чем выше признаваемость, узнаваемость и доверие к органу, выдавшему сертификат среди заинтересованных сторон организации, тем больше преимуществ получит организация.

Если сертификат на систему менеджмента качества является необходимым нормативным и/или законодательным требованием, то важна стабильность и действующие полномочия (аккредитации) сертификационного органа-партнера.

Каким должен быть аудит?

Качество и полезность аудита также должны соответствовать принятым нормам и правилам. При непрофессиональном подходе (выдумывании требований, необъективной оценке, придирках или наоборот отсутствии профессиональной тщательности) даже самый хороший документ в итоге аудита теряет свою ценность. Хороший аудит  с точки зрения нашей компании– это 

  • профессиональный аудит компетентными аудиторами с высокой квалификацией, пониманием аудитируемой организации и опытом в проведении аудита;
  • сопровождение стабильной командой аудиторов (конечно, при условии соответствующей возможности сертификационной процедуры). Мы ценим накопленные знания команды аудиторов об аудитируемой организации, позволяющие улучшить понимание процессов и экономить время на знакомстве с организацией;
  • аудит, соответствующий нормам с целью минимизации риска непризнания или опротестования результатов;
  • аудит, качество которого не характеризуется и не оценивается руководством по количеству выявленных несоответствий;
  • аудит, обладающий возможностями учета дополнительных пожеланий заказчика аудита, например, в части проведения более глубокого исследования определенного процесса;
  • и даже аудит, мотивирующий персонал и саму аудитируемую организацию к улучшением.