Наличие сертифицированной системы менеджмента качества является уже долгое время нормой почти для всех отраслей промышленности, а в последний период времени разработка и сертификация систем менеджмента становятся востребованными процессами в сфере услуг.
Внутренние преимущества СМК
Возможность получения внутренних преимуществ от построения системы менеджмента качества (СМК), реализации ее принципов, вызывает мало сомнений, особенно, если принять во внимание, что:
- стандарты с требованиями к СМК отражают лучшие практики менеджмента, а значит требования стандартов – это отражение проверенного опыта, нет необходимости «изобретать велосипед» и пр.;
- требования стандартов призваны улучшать ситуацию с целью построения устойчивого и успешного бизнеса, а не мешать и усложнять работу;
- в разработке международных стандартов принимают участие эксперты многих стран, представляющие различные сферы.
Сомнения возникают в необходимости самой сертификации созданной системы менеджмента, в выборе системы сертификации и сертификационного органа.
Сертификация системы менеджмента качества
Необходимо определить, что решение о сертификации системы менеджмента должно быть принято на основании планируемых улучшений от получения и поддержания сертификата. Именно заинтересованные стороны организации, официально заявляющие или предположительно желающие видеть сертификат на систему менеджмента качества, определяют:
- какие процессы / места расположения подлежат внешней сертификационной процедуре;
- в какой системе сертификации должен быть получен сертификат, национальной или международной, а иногда даже
- каким конкретно сертификационным органом должен быть выдан сертификат (мы, например, очень часто получаем запрос на сертификат ТЮФ).
Здесь, с точки зрения наших экспертов бессмысленно говорить о правильности или неправильности подходов, о нелогичности получать 2 сертификата на одну систему менеджмента качества в национальной и международной системах или, тем более, рассуждать об отсутствии здравого смысла в сертификации СМК в двух международных сертификационных органах.
Так как требования исходят от заинтересованной стороны в решении самой организации остается определить:
- можно ли отказаться от выполнения требования (существует ли такая возможность);
- целесообразно ли брать на себя обязательства по соблюдению всех требований заинтересованных сторон, в том числе, является ли данное решение экономически обоснованным.
Каким должен быть сертификат?
Если, сертификат на систему менеджмента качества для организации является прежде всего маркетинговым инструментом, то нужна его результативность и окупаемость. Чем выше признаваемость, узнаваемость и доверие к органу, выдавшему сертификат среди заинтересованных сторон организации, тем больше преимуществ получит организация.
Если сертификат на систему менеджмента качества является необходимым нормативным и/или законодательным требованием, то важна стабильность и действующие полномочия (аккредитации) сертификационного органа-партнера.
Каким должен быть аудит?
Качество и полезность аудита также должны соответствовать принятым нормам и правилам. При непрофессиональном подходе (выдумывании требований, необъективной оценке, придирках или наоборот отсутствии профессиональной тщательности) даже самый хороший документ в итоге аудита теряет свою ценность. Хороший аудит с точки зрения нашей компании– это
- профессиональный аудит компетентными аудиторами с высокой квалификацией, пониманием аудитируемой организации и опытом в проведении аудита;
- сопровождение стабильной командой аудиторов (конечно, при условии соответствующей возможности сертификационной процедуры). Мы ценим накопленные знания команды аудиторов об аудитируемой организации, позволяющие улучшить понимание процессов и экономить время на знакомстве с организацией;
- аудит, соответствующий нормам с целью минимизации риска непризнания или опротестования результатов;
- аудит, качество которого не характеризуется и не оценивается руководством по количеству выявленных несоответствий;
- аудит, обладающий возможностями учета дополнительных пожеланий заказчика аудита, например, в части проведения более глубокого исследования определенного процесса;
- и даже аудит, мотивирующий персонал и саму аудитируемую организацию к улучшением.