Наличие сертифицированной системы менеджмента качества является уже долгое время нормой почти для всех отраслей промышленности, а в последний период времени разработка и сертификация систем менеджмента становятся востребованными процессами в сфере услуг.
Возможность получения внутренних преимуществ от построения системы менеджмента качества (СМК), реализации ее принципов, вызывает мало сомнений, особенно, если принять во внимание, что:
Сомнения возникают в необходимости самой сертификации созданной системы менеджмента, в выборе системы сертификации и сертификационного органа.
Необходимо определить, что решение о сертификации системы менеджмента должно быть принято на основании планируемых улучшений от получения и поддержания сертификата. Именно заинтересованные стороны организации, официально заявляющие или предположительно желающие видеть сертификат на систему менеджмента качества, определяют:
Здесь, с точки зрения наших экспертов бессмысленно говорить о правильности или неправильности подходов, о нелогичности получать 2 сертификата на одну систему менеджмента качества в национальной и международной системах или, тем более, рассуждать об отсутствии здравого смысла в сертификации СМК в двух международных сертификационных органах.
Так как требования исходят от заинтересованной стороны в решении самой организации остается определить:
Если, сертификат на систему менеджмента качества для организации является прежде всего маркетинговым инструментом, то нужна его результативность и окупаемость. Чем выше признаваемость, узнаваемость и доверие к органу, выдавшему сертификат среди заинтересованных сторон организации, тем больше преимуществ получит организация.
Если сертификат на систему менеджмента качества является необходимым нормативным и/или законодательным требованием, то важна стабильность и действующие полномочия (аккредитации) сертификационного органа-партнера.
Качество и полезность аудита также должны соответствовать принятым нормам и правилам. При непрофессиональном подходе (выдумывании требований, необъективной оценке, придирках или наоборот отсутствии профессиональной тщательности) даже самый хороший документ в итоге аудита теряет свою ценность. Хороший аудит с точки зрения нашей компании– это