• English
  • Русский
8 (800) 505-34-91
(звонок из регионов бесплатный)
TMS RUS
ТМС РУС – лидер в области международной и национальной
сертификации, технического надзора и обучения,
инспекций, экспертизы и аудита.
 

Система KPI – какая?

Те из наших читателей, кто просматривает наши публикации более одного года, подтвердят, что система KPI – часто возникающая тема в наших статьях. Мы публиковали материалы о том, какие могут быть  KPI, как разрабатывать измеримые показатели, как оценивать не только результативность, но и эффективность процессов (статья: Показатели эффективности процесса | TMS RUS (tms-cs.ru)).

В этой статье мы решили вернуться к предпосылкам того, чтобы система KPI работала правильно и давала бы ожидаемый эффект. И начнем как раз с ответа на вопрос, который решает всё:

Зачем нужна система KPI?

На самом деле система KPI не является самоцелью. Система KPI является инструментом для измерения результатов процесса или компании в целом. Схематически это можно представить следующим образом:

Зачем нужна KPI?

Безусловно, просто результат процесса «привлеченные клиенты» совсем не говорит, что объем этих клиентов, маржинальность с проданных проектов достаточны. Однако данной картинкой мы хотели продемонстрировать наглядно тот факт, что система KPI всего лишь инструмент измерения результата. Качественная система измерения (система KPI) ни в коем случае не может гарантировать целевой результат, она может обеспечить лишь объективность измерения. Поэтому введем здесь первое важное правило:

1. Хорошая система KPI – это та система, которая предоставляет объективные данные.

Только объективные данные позволят скорректировать процессы, иногда даже стратегические направления, содействуют реализации улучшений. Необъективные данные демонстрируют достижения, которых по факту нет, а самое главное, скрывают негативные тенденции или проблемы, которые рано или поздно только усилятся.

Следующий важный момент – это время, когда предоставляется информация. В системах менеджмента введено понятие «тенденция», то есть необходимость анализа и реагирования в тот момент, когда проявилась негативная тенденция, до возникновения нежелательной ситуации.

Если представить себе самую простую ситуацию c автомобилем:

Время KPI

Своевременное информирование о недостаточном количестве топлива позволяет своевременно среагировать -заехать на заправку. Поэтому второе правило системы KPI звучит:

2. Хорошая система KPI – это та система, которая предоставляет объективные данные своевременно.

Что еще важно? Важен охват системой KPI всех значимых областей, процессов системы управления. Бернард Марр приводил очень удачное сравнение KPI c факелами. Если осветить комнату только одним факелом, мы проигнорируем области, которые останутся в темноте. Если внедрить несколько факелов, то большая часть комнаты будет освещена. Кроме того, различные показатели как раз и образуют систему, которую целесообразно рассматривать со взаимосвязями. Посмотрите на наш следующий пример:

Взаимосвязь KPI

Интересная ситуация, правда? Затраты на обучение никак не влияют на обеспеченность организации квалифицированными кадрами.

Правило 3:

3. Хорошая система KPI охватывает все процессы организации.

На этом можно было бы остановиться, но давайте вспомним про эмоции. Какие эмоции Вы испытываете, когда, например, в списке заказов в Макдональдсе Вам выпадает номер:

Номер

Скорее всего, Вы обязательно порадуетесь и поделитесь с друзьями информацией о своем выигрышном номере. Всегда хочется быть первыми. Если в дополнение ко всему сказанному добавить правило:

4. Хорошая система KPI мотивирует к лучшим результатам и достижениям

то получится идеальный рецепт системы показателей, которая будет инструментом, а не самоцелью.

Тренинги Академии ТМС РУС по темам систем KPI:

Система KPI 27 января 2022, 16 декабря 2022. Формат обучения - онлайн вебинар.

Отдел обучения

info@tms-cs.ru