8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

  • Главная
  • Интересное
  • Социальные аудиты. Регулирование трудовых взаимоотношений в микропредприятиях

Социальные аудиты. Регулирование трудовых взаимоотношений в микропредприятиях

Для компаний с маленькой численностью персонала, относящихся к микропредприятиям, которые часто являются семейными, требования не только социальных аудитов SMETA, ICS, но и основного закона, Трудового кодекса, являются непонятными и часто не реализованы.

Мы начинаем серию статей с рассмотрением практик реализации социальных требований для малых предприятий, которые помогут устранить нарушения и без замечаний пройти социальные аудиты. Начнем с регулирования трудовых взаимоотношений. Закон нашей страны (равно, как и везде) требует от работодателя установления четких обязательств:

  • как должен работать и отдыхать сотрудник;
  • какую оплату постоянную и переменную, в каких случаях сотрудник будет получать;
  • какие наказания могут быть применены, как они могут быть обжалованы и т.д.

Статья 309.2 Трудового кодекса РФ предоставляет маленьким компаниям свободу выбора, в какой форме регулировать трудовые взаимоотношения. Это означает, что работодатель

  • может разработать традиционную нормативную документацию или
  • отказаться от разработки локальных нормативных актов. При таком варианте все условия, регулирующие вопросы трудового законодательства, должны быть все равно отражены, но теперь уже в трудовых договорах.

То есть, по факту с точки зрения законодательства нет никакой разницы, является предприятие малым или большим, при найме персонала на работу требования к регулированию трудовых взаимоотношений должны быть определены и документированы. Здесь встречается в нашей практике одно из частых несоответствий, когда в микропредприятиях локально-нормативные акты отсутствуют, а трудовые договоры с сотрудниками если и заключены, то применена типовая форма, которая не содержит в себе требуемых в ст. 309.2 ТК РФ положений. В этой связи наиболее простой вариант для микропредприятий – это все-таки разработка, внедрение минимального набора локально-нормативных актов, таких как:

  • Правила внутреннего трудового распорядка,
  • Положение об оплате труда,
  • Положение о премировании (лучше отдельным от Положения об оплате труда документом),
  • Положение о защите персональных данных.

За ознакомление с каждым отдельным документов или с комплектом документации сотрудник подписывается. Ссылки на данные документы можно указать в форме трудового договора. Такой подход облегчает процедуру актуализации, которая часто необходима именно для микропредприятий по причинам нестабильности заказов, изменений условий внешней спреды в целом. Изменения вносятся в локальный-нормативный акт, нет необходимости заключать дополнительные соглашения с каждым сотрудником.

Департамент Менеджмент Сервис (сертификация систем менеджмента, социальные аудиты SMETA, ISC, RBA)
info@tms-cs.ru