8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Уничтожение продукции. Причины, простые и каверзные вопросы

Уничтожение продукции — да, такое бывает. Экономически и морально очень жаль, когда возникает такая необходимость. Если есть такая возможность (не нарушаются требования законодательства, например), то компания обычно «тянет» с уничтожением очень долго. Тому свидетельства завалы старых этикеток, сырья, неактуальных дизайнов на складах. Выкинуть жалко и применить нельзя.  Какие могут быть причины для уничтожения продукции?

  • Продукция негодная, не может быть использована, реализованаПочему негодная? Истекли сроки годности, неисправимый брак, уничтожение продукции согласовано с поставщиком как более удобная операция, чем возврат.
  • Продукция не идентифицируется, статус утерянТакие ситуации чаще всего происходят с остатками сырья, материалов. В том случае, когда не использован весь объем, остаются «хвостики». Уничтожение продукции сразу не происходит, так как есть вероятность срабатывания позже. Остатки переупаковываются, например, жидкости из больших емкостей в более мелкие. Если не перенесена исходная маркировка, очень высок риск последующей утилизации по этой причине.
  • Продукция не продается, не актуальнаПервопричины уничтожения продукции в этой области — это ошибки маркетинга, разработки, планирования и коммуникации. В нашей практике есть огромное количество примеров из данной области: торговая сеть поздно разместила заказ на производство и ананасы поступили в магазины уже после нового года; служба продаж заказала тираж рекламных материалов по продукции, которая запланирована была в ребрендинг, маркетинг определил дизайн сервировочных салфеток на стол, который не пользовался спросом. Необходимо для правдивости отметить, что салфетки на стол могли быть подарены в рамках благотворительности, а не обязательно уничтожены.
  • Не подтверждены условия обращения продукцииУничтожение продукции должно быть осуществлено, если не подтверждены требуемые режимы температуры и влажности для, например, лекарственных препаратов (Требования GDP)
  • Сомнения в подлинности, подозрения на фальсификацию и контрафактДанная область связана с рисками безопасности продукции, также как и предыдущая. Пищевая продукция, лекарственные препараты, медицинские изделия подлежат уничтожению в случае подтверждения их контрафакта, фальсификации. Обязательные действия и порядок проведения такой оценки определен как в законодательных требованиях, так и в практиках систем управления FSSC, ISO 20000, HACCP, ISO 22716, GDP.
  • ИзлишкиИзлишки продукции также могут подлежать уничтожению в случае, например, если они обнаружены при приходе после таможни. То, что не было задекларировано, не существует в товарном обороте. Многие компании принимают в данном случае также решение по утилизации.

Как правильно организовать уничтожение продукции?

Первоначально следует определить провайдера данных услуг, проверить наличие необходимой разрешительной документации, провести тщательную проверку контрагента в целом. В практике систем менеджмента безопасности организация, осуществляющая уничтожение продукции, является значимым провайдером услуг. Существуют риски некорректной утилизации либо непроведения утилизации вообще с целью фальсификации или перепродажи особенно для продукции, которая уничтожается по причинам областей 4 или 6 нашей статьи, то есть, когда продукция имеет адекватный внешний вид, маркировку и пр.

Следует вести детализированную информацию о виде, номере партии, форме, количестве продукции, передаваемой на утилизацию, так как этот подход обеспечивает полную прослеживаемость.

Уничтожение продукции также подразумевает ее четкое отделение от всех других продуктов и идентификацию. Свидетельства уничтожения часто рекомендуется вести и получить в форме видеозаписи, не только как Акт выполненных работ от выбранной компании-утилизатора.

Системы менеджмента определяют для этого процесса также необходимость создания документированной процедуры.

В завершении статьи мы обещали задать каверзные вопросы. Мы не будем давать на них ответ. Очень рекомендуем ответить на эти вопросы в рамках самоконтроля, поразмышлять, почему этот вопрос помещен нами в раздел «каверзных». Сравните фактические данные по уничтожению продукции в Вашей компании с ответами на вопросы, уверены, Вы обнаружите много интересного.

Итак, наши каверзные вопросы:

  • Дата списания с системы учета товарных потоков должна быть до или после уничтожения продукции?
  • Дата списания с системы учета может совпадать с датой Акта по утилизации?

  • Дата оказания услуг компании-утилизатора может быть идентична дате отгрузки продукции на уничтожение?
  • Где и как должна храниться собранная, взвешенная, подготовленная к утилизации продукция?
  • Когда должно пройти уничтожение продукции после принятия решения о ее утилизации?

Мы знаем всё о внедрении систем менеджмента и лучших практиках для развития Ваших процессов. Приходите к нам на обучение по системам менеджмента!

Академия ТМС РУС

info@tms-cs.ru

Архивы