8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Управление рисками

Сложно найти сейчас как в жизни человека, так и в жизни организации область, где управление рисками не рассматривается как базовый подход к принятию решений. Управление рисками определено в законодательстве, документировано как требование во всех международных стандартах с требованиями к системе менеджмента.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА СТАТЬЯ:

  • Получите алгоритм работы с рисками.
  • Узнаете, какие специалисты должны принимать участие в управлении рисками.
  • Скачаете примеры Типового перечня опасностей, форму Реестра рисков.
  • Узнаете о документировании рисков.
  • Получите рекомендации, как представлять управление рисками в аудитах.

С чего начинается работа по управлению рисками?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ РАБОТЫ С РИСКАМИ

Мы можем проводить эту работу применительно ко всей организации, к процессу, к продукту, к профессиональным рискам для должности и рабочему месту, … Перечень можно продолжить, но мы остановимся в данной статье именно на этих категориях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ, ВЫБОР СТАНДАРТА

Алгоритмы работы с рисками заложены во многих стандартах применительно к той области, для которой проводится идентификация рисков. Ниже приведем только некоторый перечень стандартов, которые могут быть взяты за основу:

  • ISO 31000 Управление рисками. Руководство. Данный стандарт предлагает общий подход к управлению рисками, очень хорошо подходит для анализа внутренней и внешней среды любого процесса, организации в целом. Для тех организаций, кто поддерживает требования ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, ISO 50001, положения данного стандарта хорошо подойдут для проведения анализа контекста организации, определения рисков процессов системы менеджмента.
  • HACCP, Hazard Analysis and Critical Control Points. Анализ рисков и критические контрольные точки. Требования HACCP направлены на безопасность продукта, являются обязательными для всей цепочки создания пищевой продукции.
  • FMEA, Failure mode and effects analysis. Анализ видов и последствий потенциальных отказов. Данная аббревиатура хорошо известна организациям-производителям компонентов для автомобильной промышленности (IATF 16949), для машиностроительной и железнодорожной отраслей. Метод FMEA применяется для конструкции (этап разработки продукта), процесса (технологический процесс изготовления продукта).
  • FTA, Fault Tree Analysis. Анализ древа отказов. Метод может быть применен дополнительно к FMEA для количественного анализа и многократно повторяющихся дефектов.

​Перечень можно продолжить далее, разработаны и успешно применяются отраслевые стандарты по управлению рисками, например:

  • ISO 17776, метод HAZID в стандарте используется для идентификации опасностей и оценке рисков для установок по добыче нефти и газа из морских месторождений
  • ISO 14971 определяет применение менеджмента риска к медицинским изделиям.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С РИСКАМИ

Несмотря на многообразие стандартов все они имеют примерно схожий алгоритм работы по управлению рисками. Этот процесс охватывает этапы:

  • Получение информации, определение опасностей

Очень важный и очень сложный этап. Если не будет достаточной и достоверной информации, многие опасные факторы не попадут в рассмотрение на других этапах. Рекомендуем на данном этапе руководствоваться принципами: «чем больше информации, тем лучше», «не обманываем самих себя».

  • Идентификация рисков

Успех данного этапа будет зависеть от того, насколько компетентных специалистов вы привлекли к идентификации рисков и  кто был участником данного процесса. Наши рекомендации по подбору участников команды рисков читайте в следующем разделе.

  • Оценка рисков, их ранжирование

Самая распространенная ошибка данного этапа – подтасовка данных, вмешательство головы и логики. Пример: «Не будем оценивать этот риск высоко, иначе нам далее придется с ним работать, а мы ничего сделать не сможем…».

  • Назначение мер управления для значимых рисков. Оценка результатов;

Данный этап – это по сути финал всей работы. Это те действия (или даже бездействия), которые организация применяет к продукту, к процессу, чтобы исключить высокие риски. Очень часто на данном этапе приходит осознание того, что сделать нужно много, ресурсов для этого недостаточно или жалко тратить.

Пример: идентифицирован риск получения штрафов за невыполнение сроков контракта. Меры по снижению риска требуют финансовых затрат или снижения прибыли: взять дополнительного специалиста в штат или передать часть процесса разработки на аутсорсинг. Руководство отказывается принимать такие решения.

  • Постоянный мониторинг изменений и пересмотр рисков.

Простой этап, но про него очень часто забывают. Этап тесно связан с процедурой управления изменениями. Как только идентифицированы изменения во внешней или внутренней среде, организация с хорошей системой управления также должна проанализировать изменения, выявить новые опасные факторы, предусмотреть новые меры управления.

КОМАНДА ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

В команду по управлению рисками следует включить большое количество специалистов. Целесообразно иметь в наличии постоянно действующую и обученную менеджменту рисков команду специалистов с разными компетенциями, которые будут подключены либо в полном, либо в сокращенном составе для идентификации опасностей и оценке рисков по каждой конкретной задаче. Широкий круг специалистов может быть представлен ответственными за следующие области:

  • Бухгалтерия и финансы,
  • Разработка и развитие,
  • Производство,
  • Техническое обслуживание,
  • Качество,
  • Продажи,
  • Охрана окружающей среды, охрана труда.

Мы очень рекомендуем первоначально не сокращать список участников. Так, например, частой ошибкой при идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков является привлечение только специалистов с компетенциями в области охраны труда, пожарной безопасности.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ РИСКОВ

Документирование результатов работы по управлению рисками может требоваться, а может и нет (так, например, стандарт ISO 9001 не требует документирования процесса управления рисками, о чем напрямую сказано в Приложении А стандарта, пункт А4). Все зависит от того, какие это риски, что является источником требований по управлению рисками. Несмотря на различия в требованиях по документированию, хорошей практикой является сохранение результатов проделанной работы. К таким результатам относятся:

  • Перечни опасностей, в том числе, например, Типовой перечень опасностей, который может использоваться для всех участников системы как поддержка идентификации опасностей и оценки рисков. Пример Типового перечня опасностей для оценки профессиональных рисков вы можете скачать по ссылке.
  • Реестры значимых рисков с документированными мерами управления. Пример формы такого Реестра также предлагаем для скачивания по ссылке.

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ НА СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА, НА АУДИТЕ

Управление рисками – сложная и индивидуальная тема. Она практически всегда не имеет однозначно правильного решения. Так, например, на наш взгляд, не может существовать идеального или полного реестра рисков процесса или организации. Опасностей, а значит и рисков — огромное количество, так как каждый риск идентифицируется отдельно, если имеет другой источник, другую корневую причину. На примере внизу показываем, насколько много рисков может появиться уже на старте работы с риском «Нет персонала»:

Недоступность персонала
  • по причине забастовки (Риск 1)
     
  • по причине массового увольнения операторов
  • по причине высокой напряженности трудового процесса (Риск 2)
   
  • по причине низкой заработной платы (Риск 3)
   
  • по причине болезни
  • по причине пандемии (Риск 4)
   
  • по причине недостаточного отопления в складской зоне
  • по причине экономии (Риск 5)
 
  • по причине аварии
  • по причине отсутствии ТО системы отопления (Риск 6)

 

Всегда можно найти в любой области какой-либо неучтенный риск. В этой связи для успешного прохождения всех аудитов рекомендуем:

  • концентрироваться на главном, не на том, какое высказывание сделал аудитор по отсутствию того или иного риска, а на внедрении процесса управления рисками, который результативен и эффективен для вашей организации;
  • иметь межфункциональную команду, широкий взгляд на различные оцениваемые ситуации;
  • сохранять (документировать) результаты работы для обмена знаниями и информацией.

СЕМИНАРЫ ООО «ТМС РУС» ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ:

Департамент обучения и комплексных проектов

info@tms-cs.ru