Сложно найти сейчас как в жизни человека, так и в жизни организации область, где управление рисками не рассматривается как базовый подход к принятию решений. Управление рисками определено в законодательстве, документировано как требование во всех международных стандартах с требованиями к системе менеджмента.
С чего начинается работа по управлению рисками?
Мы можем проводить эту работу применительно ко всей организации, к процессу, к продукту, к профессиональным рискам для должности и рабочему месту, … Перечень можно продолжить, но мы остановимся в данной статье именно на этих категориях.
Алгоритмы работы с рисками заложены во многих стандартах применительно к той области, для которой проводится идентификация рисков. Ниже приведем только некоторый перечень стандартов, которые могут быть взяты за основу:
Перечень можно продолжить далее, разработаны и успешно применяются отраслевые стандарты по управлению рисками, например:
Несмотря на многообразие стандартов все они имеют примерно схожий алгоритм работы по управлению рисками. Этот процесс охватывает этапы:
Очень важный и очень сложный этап. Если не будет достаточной и достоверной информации, многие опасные факторы не попадут в рассмотрение на других этапах. Рекомендуем на данном этапе руководствоваться принципами: «чем больше информации, тем лучше», «не обманываем самих себя».
Успех данного этапа будет зависеть от того, насколько компетентных специалистов вы привлекли к идентификации рисков и кто был участником данного процесса. Наши рекомендации по подбору участников команды рисков читайте в следующем разделе.
Самая распространенная ошибка данного этапа – подтасовка данных, вмешательство головы и логики. Пример: «Не будем оценивать этот риск высоко, иначе нам далее придется с ним работать, а мы ничего сделать не сможем…».
Данный этап – это по сути финал всей работы. Это те действия (или даже бездействия), которые организация применяет к продукту, к процессу, чтобы исключить высокие риски. Очень часто на данном этапе приходит осознание того, что сделать нужно много, ресурсов для этого недостаточно или жалко тратить.
Пример: идентифицирован риск получения штрафов за невыполнение сроков контракта. Меры по снижению риска требуют финансовых затрат или снижения прибыли: взять дополнительного специалиста в штат или передать часть процесса разработки на аутсорсинг. Руководство отказывается принимать такие решения.
Простой этап, но про него очень часто забывают. Этап тесно связан с процедурой управления изменениями. Как только идентифицированы изменения во внешней или внутренней среде, организация с хорошей системой управления также должна проанализировать изменения, выявить новые опасные факторы, предусмотреть новые меры управления.
В команду по управлению рисками следует включить большое количество специалистов. Целесообразно иметь в наличии постоянно действующую и обученную менеджменту рисков команду специалистов с разными компетенциями, которые будут подключены либо в полном, либо в сокращенном составе для идентификации опасностей и оценке рисков по каждой конкретной задаче. Широкий круг специалистов может быть представлен ответственными за следующие области:
Мы очень рекомендуем первоначально не сокращать список участников. Так, например, частой ошибкой при идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков является привлечение только специалистов с компетенциями в области охраны труда, пожарной безопасности.
Документирование результатов работы по управлению рисками может требоваться, а может и нет (так, например, стандарт ISO 9001 не требует документирования процесса управления рисками, о чем напрямую сказано в Приложении А стандарта, пункт А4). Все зависит от того, какие это риски, что является источником требований по управлению рисками. Несмотря на различия в требованиях по документированию, хорошей практикой является сохранение результатов проделанной работы. К таким результатам относятся:
Управление рисками – сложная и индивидуальная тема. Она практически всегда не имеет однозначно правильного решения. Так, например, на наш взгляд, не может существовать идеального или полного реестра рисков процесса или организации. Опасностей, а значит и рисков - огромное количество, так как каждый риск идентифицируется отдельно, если имеет другой источник, другую корневую причину. На примере внизу показываем, насколько много рисков может появиться уже на старте работы с риском «Нет персонала»:
Недоступность персонала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Всегда можно найти в любой области какой-либо неучтенный риск. В этой связи для успешного прохождения всех аудитов рекомендуем:
Департамент обучения и комплексных проектов