Для деятельности многих организаций утилизация является процессом жизненного цикла продукции и должна быть проведена с учетом требований законодательства, как минимум.
В настоящей статье хотим поделиться опытом, как правильно выстроить процесс утилизации и что означает хорошая организация утилизации отходов и почему об этом нужно задумываться.
Утилизация – действительно очень важная задача, так как ее невыполнение или плохое выполнение ведут к:
Для избежания этих рисков или снижения вероятности их возникновения рекомендуется выстроить системный подход к управлению процессом уничтожения/утилизации и провайдерами, которые для организаций эту деятельность осуществляют.
Для начала рассмотрим сам процесс утилизации от начала до его результатов, алгоритм и требования к проведению которого мы будем рассматривать в настоящей статье. Процесс утилизации обычно охватывает:
- транспортировку отходов до места утилизации;
- приемку, временное размещение;
- сортировку, переработку, уничтожение отходов.
Системный подход будет означать:
- Назначение ответственного лица за утилизацию внутри организации. Здесь мы часто сталкиваемся с примерами, когда в следствие того, что данному процессу не уделяется внимание, контакты с организацией-утилизатором поручены офис-менеджеру, и вся деятельность сведена к тому, чтобы пригласить утилизатора, сдать отходы и получить бухгалтерские закрывающие документы на услугу. Логично, что при включении утилизации в процессную структуру организации потребуется определить компетентное должностное лицо, которое будет заинтересовано не только в сборе актов, счет-фактур.
- Определение алгоритма процесса сбора продуктов на утилизацию внутри организации. Круг вопросов в этой теме:
- централизованная или децентрализованная ответственность, ответственность за сбор и утилизацию отходов у одного сотрудника в организации либо поручение (а значит и передача правил) утилизации разным сотрудникам и разным организациям, в том числе, например, организациям-партнерам, занимающимся монтажом, сервисным обслуживанием или только дистрибьюцией;
- правила сбора отходов: места сбора, оборудование для сбора отходов, требования по идентификации контейнеров и их размещению.
- Определение критериев выбора и выбор организации-провайдера услуг по утилизации.
- Определение процедуры мониторинга за организацией-провайдером.
Предпоследний и последний этапы имеют высокий риск, так как от того, насколько правильно и добросовестно организация-утилизатор будет выполнять свои обязанности, зависит в большей степени успех в реализации процесса. Как пример тому: в случае заболевания сотрудника, работающего на разборе отходов, его претензии будут обращены не только к непосредственному работодателю (организации-утилизатору), но и к организации, размещающей свои отходы на утилизацию. Заболевание или травмы происходят, в том числе, от отсутствия информации, как обращаться с тем или иным отходом и шанс получить компенсацию за заболевание гораздо выше у большой компании (международной, известной и пр.), чем у локального утилизатора.
Исходя их вышесказанного целесообразно знакомиться и мониторить партнера по утилизации с просмотром его возможностей и процессов, а не только по документации. Критериями такого аудита будут именно те требования к процессам, которые обеспечивают выполнение законодательных требований, информирование и защиту сотрудников, правила учета потоков для подтверждения фактов переработки и уничтожения отходов и т.д. Необходимо дополнительно учесть и психологический фактор процедуры выбора и оценки утилизатора: поскольку долгое время мониторингом за их деятельностью никто не занимался, его внедрение в настоящее время сопровождается непониманием и большим сопротивлением персонала.
Если вам требуется поддержка в разработке системы или проведении оценки процесса утилизации, пожалуйста, напишите или позвоните нам:
Услуга: оценка утилизации
Tuev@tms-cs.ru, тел. + 7 495 221 1804
Департамент обучения и комплексных проектов