Прочитав эту статью:
- Вы узнаете решения трех основных проблем на пути внедрения системы менеджмента качества.
- Скачаете пример плана внедрения СМК, который поможет реализовать проект в срок и спланировать заранее необходимые ресурсы.
- Получите классическую матрицу обязанностей в системе менеджмента качества с рекомендациями по их распределению.
Внедрение системы менеджмента качества (СМК) как проект почти не отличается от любого другого проекта. Похожие проблемы и похожие пути решения. Конечно, каждому ответственному за проект хочется, чтобы, чтобы внедрение СМК было близким к идеальному, но так бывает не всегда. Мы попросили рассказать менеджеров по качеству о том, как они справились с такими ситуациями, и даже получили несколько универсальных «лайфхаков», а также выводов. Вот о каких проблемах и путях решения рассказали ответственные за проект.
1. Атмосфера
«Мне поручили, никто ничего не делает, про задачи забывают, документы СМК не разработаны и не согласованы…». Некоторые коллеги сочувственно выслушивают, другие соглашаются, третьи даже могут предлагать помощь, четвертые рекомендуют привлечь руководство к налаживанию дисциплины в проекте. Если много жаловаться – это вызывает недовольство и руководителей отделов, и самого высшего руководства.
Правило: всем комфортнее иметь дело с достижениями, а не неудачами.
Решение: поменять негативную коммуникацию на положительную. Отмечать любые, даже малейшие позитивные продвижения и результаты проекта.
Примеры: метрологи провели инвентаризацию всех эксплуатируемых средств измерений, сотрудники канцелярии сделали запрос на доработку модуля в программе для рассылки документации СМК, отдел капитального строительства разработал проект Соглашения по качеству для подписания со всеми подрядчиками.
2.Никому нет дела до проекта СМК
Только небольшое количество персонала в организации имеет безусловный авторитет. В остальных случаях: мы на работу ходим за опыт, за зарплату, за эмоции и много еще есть аргументов. Но всегда ЗА, это не безусловное принятие. Так и с проектом СМК. Внедрение системы менеджмента качества на этапе старта – непонятная история, не вызывает воодушевление только от того, что ISO 9001 пользуются большинство предприятий мира.
Правило: воодушевление от проекта возникает тогда, когда понятен, удобен и приятен (отвечает личным потребностям) ожидаемый результат от проекта. То есть когда есть ответ на вопрос: «Мне лично зачем эта СМК нужна?»
Решение: принимать удобные, индивидуальные решения в процессе становления системы менеджмента качества.
Пример-шутка:
3. Нет времени и ресурсов на проект
Такая классическая история. В этой ситуации все понимают, что нужно делать, но нет свободных рук и времени на реализацию поставленных задач.
Правило: ресурсов и времени может оказаться слишком мало, если нет понимания, что такое «внедрение СМК» и не проведено планирование.
Решение:
- обучать ответственного за проект до старта проекта по внедрению СМК
Услуга ТМС РУС: Обучение по требованиям системы менеджмента качества ISO 9001, IATF 16949, ISO 13485, AN/EN 9100
Например, Обзор требований ISO 9001:2015 — онлайн вебинар 18-19 октября
- проводить предварительный диагностический аудит соответствия требованиям системы менеджмента качества. Результаты такого аудита позволят понять полный комплекс мероприятий к процессам, персоналу, инфраструктуре и т.д.
Услуга ТМС РУС: Диагностический аудит системы менеджмента качества
- разрабатывать план внедрения СМК с указанием сроков реализации этапов проекта, ответственных лиц. Пример Плана внедрения СМК можно скачать по ссылке. В данном примере обратите внимание на тот момент, что внедрение системы менеджмента качества «наполняется» внедрением других, необходимых организации инструментов, таких, как например методика 5S.
Ну а теперь вернемся к ресурсам и вечному вопросу, кто все эти задачи в СМК должен делать. Да, на этап внедрения системы менеджмента качества можно привлечь опытную консультационную компанию, но дальше система качества остается в ответственности самой организации. На следующей картинке приводим матрицу с задачами, которые возникают при поддержании системы менеджмента качества, включая рекомендации ТМС РУС относительно их распределения между сотрудниками организации.
Как следует из информации на картинке, большинство функций в системе менеджмента качества — это задачи не одного лица, а результат взаимодействия и согласований нескольких сотрудников.
Мы надеемся, что наши примеры и находки помогут начинающим организациям внедрить систему менеджмента качества успешно и без проблем. А у вас есть свои «лайфхаки» для процесса внедрения СМК? Напишите нам, станьте автором нового материала!
Департамент обучения и комплексных проектов