До выхода обновленной редакции стандарта ISO 9001 в 2015 году принцип «взаимовыгодные отношения с поставщиками» был восьмым принципом менеджмента качества, одним из правил, положенных в основу СМК. В настоящей версии стандарта формулировка принципа заменена на «менеджмент взаимоотношений». Актуализированный стандарт расширил понимание необходимости выстраивания взаимоотношений не только с поставщиками, но и с другими заинтересованными сторонами. Принцип сформулирован со словом «менеджмент», подразумевающим планирование подходов, реализацию, мониторинг и действия по результатам мониторинга (PDCA).
Самая распространенная ошибка, с которой наша организация сталкивается как «поставщик» при прохождении квалификации у наших заказчиков и как «экспертная организация», проводя сертификационные аудиты, - это использование унифицированного подхода к управлению поставщиками. Что это значит?
Плохое в этом подходе – это последствия. Либо поставщик не находится под такие требования вообще, либо хороший поставщик вследствие долгих, невзаимовыгодных и неадекватных предмету закупки требований до сотрудничества «не доживет». Либо организация получит и будет всегда получать коммерческие предложения с закалькулированными расходами на участие в предквалификации, т.е. по факту потом закупать у поставщика дороже, чем планировали.
Правильным подходом к выстраиванию отношений с поставщиками остается тот, который предполагает:
Подробнее об управлении поставщиками, оценке рисков, системе выбора и оценки: