Ольга Колчина
Презентация
Аудит поставщика также называют аудитом второй стороны. Он проводится между или по заказу покупателя с целью проведения оценки соответствия поставщика.
Аудит поставщика проводится:
- Для новых поставщиков, на этапе старта сотрудничества или при планируемом расширении сотрудничества на новые услуги/продукты;
- Для действующих поставщиков как метод их текущей оценки;
- В случае проблем с закупаемым продуктом или услугой с целью поддержки в определении мероприятий по улучшению.
Критериями на аудите выступают требования покупателя, которые могут охватывать требования к системе менеджмента качества (часто в основе требования ISO 9001, IATF 16949), к квалификации персонала, к соответствию требований в области охраны труда и охраны окружающей среды и пр.
Клиент может предоставлять или размещать в открытом доступе свои требования к поставщикам. В данном случае организация имеет возможность ознакомиться с требованиями, осуществить предварительную оценку готовности, например, через проведение диагностического аудита. Иногда по решению клиента критерии для аудита поставщика не предоставляются организации заранее.
Аудит поставщика – обычная практика, реализуется торговыми сетями, производителями самых различных отраслей (машиностроение, автомобилестроение, пищевая, химическая и фармацевтическая промышленность и пр.).
Результат аудита поставщика
Аудит поставщика может завершаться на различных этапах, это зависит от вовлечения аудиторской компании, заказчика аудита и решения по распределению ответственности за задачи в рамках аудита и процесса постоянного улучшения. Варианты результатов аудита поставщика:
- Отчет с перечнем выявленных несоответствий, рекомендаций;
- Отчет и согласованный План мероприятий по улучшению;
- Отчет, согласованный План мероприятий по улучшению и оценка выполнения мероприятий
Заказчики аудита поставщика в случае получения поставщиком критических замечаний могут принимать решения о приостановлении сотрудничества, отказе от сотрудничества до устранения несоответствий.
Важные аспекты:
- Каждая организация формирует свой каталог требований к поставщикам, в этой связи целесообразно запрашивать / предоставлять информацию о требованиях к системе менеджмента поставщика до старта сотрудничества;
- Для получения доступа ко всей необходимой информации, персоналу, производственным помещениям рекомендуется включать обязательство обеспечивать проведение аудита у организации-производителя поставляемой продукции в договорные отношения с контрагентами;
Этапы аудита поставщика
Примеры проектов ТМС РУС
- разработки требований для аудитов поставщиков комплектующих изделий и формы отчетности по результатам;
- проведения пилотного и последующих аудитов поставщиков.
В результате сформирован системный подход к проведению аудитов поставщиков, то есть: определены точки контроля, согласованы критерии и последующие действия по результатам аудита, методы поощрения поставщиков за «лучший результат».