8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Контроль готовой продукции и СМК

Контроль готовой продукции и СМКСистема менеджмента качества не аналогична контролю готовой продукции. Другими словами: наличие функционирующих подразделений ОТК и лаборатории, испытательных центров не говорит о том, что в организации есть система менеджмента качества (СМК). Какую роль играет тогда контроль качества в системе? Что значит хороший контроль в СМК?

Тенденции развития систем управления в настоящее время ведут к осторожному отношению к контролю качества. Это означает, что не требуется слишком много контроля.

Контроля должно быть достаточно. Эта достаточность формируется из следующих требований:

  • какие обязательства организация взяла на себя по контролю, прежде всего, что установлено в нормативных документах на продукт (ГОСТах, ТУ, ТР ТС, Программах обеспечения качества (ПОК) и т.д.);
  • что требует от организации потребитель (требования могут быть дополнительно изложены в Соглашениях по качеству, подписанных спецификациях к договорам).

Далее необходимость контроля определяется внутренними требованиями организации, то есть там, где контроль установлен дополнительно, «сверх обязательств». О чем говорит этот дополнительный контроль? По сути есть две основные причины для назначения дополнительного контроля, а именно:

  1. Невозможность обеспечить стабильность процесса (работы оборудования, режимов и пр.). Это – «классическая» причина введения контроля, особенно, для специальных процессов.
  2. Недоверие к надлежащему выполнению функций персоналом. Примерами такого контроля могут являться: контроль выполненной уборки (мы уже писали об этом в разделе «Наши проекты»), периодический переконтроль сотрудниками ОТК результатов испытаний, измерений производственным персоналом. Конечно, данный вид контроля является в некотором роде «бесполезным», так как главная задача состоит в том, чтобы повысить сознательность и квалификацию персонала до такого уровня, чтобы не было необходимости переконтролировать. К этому же блоку относятся задачи по снижению текучести кадров, введению методов мотивации персонала и т.д.

После определения того, какой контроль необходим, организация должна разработать Программу контроля, другими наименованиями могут быть План управления, Программа обеспечения качества и т.д. Все эти документы призваны установить:

  • Кто, в каких точках, с какой периодичностью, каким методом, на каком количестве образцов / проб, по каким критериям проводит контроль.

Принципы контроля готовой продукции здесь следующие:

  1. Мы выбираем ту точку, где ожидаем максимально отрицательный результат. Можно привести следующие примеры: первые образцы изделия после запуска оборудования; верх или низ миксера, где продукт может быть не промешан.
  2. Мы выбираем такую периодичность, чтобы вовремя среагировать (контроль в начале производства партии), чтобы соответствовать ожидаемой стабильности процесса (чем больше вариативность, тем чаще контроль).
  3. Мы выбираем такое количество образцов, проводим столько испытаний, чтобы получить репрезентативный результат. Применяемые практики – создание объединенной пробы из нескольких образцов, контроль на трех изделиях и т.д.

Дополнительно к выше сказанному на контрольные и испытательные операции влияют следующие параметры (а значит, будут требовать от нас создание системы управления):

  • Компетенция персонала, постоянное повышение квалификации контролирующего персонала, аттестация на знание методов контроля и испытаний.
  • Состояние помещений для отбора проб, проведения контроля и испытаний. Соблюдение параметров окружающей среды.
  • Состояние и поддержание контрольного и испытательного оборудования.
  • Система документации. Нам необходимо определить формы записей, которые будут обеспечивать прослеживаемость/достоверность результатов.
  • Управление средами, эталонами, шаблонами, реагентами, реактивами, что также обеспечивает достоверность результатов контроля или испытаний.

Исходя из нашего опыта, персонал и/или службы, выполняющие контрольные операции, в СМК должны быть «отличниками». Аудиторы в рамках сертификационных процессов, аудиторы со стороны клиентов всегда ожидают от данных служб высококвалифицированного и сознательного подхода. Распространенные мнения:

  • «Если контроль настолько не организован, что можно тогда ожидать на производстве?!»
  • «Мелкие ошибки на производстве при хорошей организации контроля будут всегда выявлены»

продолжают жить. Эти суждения, конечно, не всегда правдивы в отношении индивидуальных процессов, но, раз уж получили такое распространение, мы продолжаем это учитывать в работах по разработке и поддержанию СМК.

Ольга Колчина
Рук. департамента Менеджмент Сервис (сертификация систем менеджмента)
Olga.Koltschina@tuev-sued.ru

Leave A Comment