8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Методы решения проблем управления. Что важно?

Методов решения проблем управления существует большое количество. Так как проблема — это очевидная история, которая имеет источник происхождения, имеет уже понятные последствия, с точки зрения менеджмента такой областью легко заниматься (в отличие от рисков, например).

Алгоритм работы с проблемой единый, он состоит из следующих этапов:

  1. Регистрация проблемы
  2. Первоочередные меры по минимизации последствий проблемы
  3. Глубокий многосторонний анализ проблемы управления и ее причин
  4. Поиск и реализация корректирующих действий
  5. Оценка результата

Большинство методов решения проблем управления посвящены этапам 3 и 4. Самыми популярными практиками здесь являются:

для анализа проблемы: Шесть шляп мышления, 5 Почему, Диаграмма «Рыбья кость», Древо проблем, Анализ SWOT, SQUID

для поиска правильных и приоритетных мер по улучшению: Mindspin, Матрица How-Now-Wow, Матрица усилия-отдача

Однако, все эти практики не работают, если методы решения проблем управления не будут применяться в СИСТЕМЕ, с учетом всех взаимосвязей.

Пример 1. Система означает, что компания имеет установленные подходы для оперативных и долгосрочных действий.

установленные подходы

Устранение проблемы релевантно как для клиента, столкнувшегося с проблемой, так и для всех клиентов, потенциально затронутых проблемой, а также продуктов с проблемой, которые еще не переданы потребителям. Этот подход позволяет остановить распространение несоответствия, не создавать еще больше проблемных продуктов или услуг.

Пример 2. Решение проблем затрагивает процессы, связанные с обслуживанием потребителей, напрямую влияет на удовлетворенность клиентов. Клиент всегда ожидает оперативное решение его вопроса. Пример ниже демонстрирует сообщения в переписке, которые я периодически получала от представителя одного из маркетплейсов на мою претензию о реализации некачественного товара мне. Простой запрос на возврат некачественной продукции рассматривался более одного месяца.

оперативность

В этой истории возврата был еще один «неидеальный» момент. После подтверждения несоответствий в качестве продукции организация, решая проблему, забыла про клиента☹ Итоговое сообщение проинформировало меня о снятии продукции с реализации (согласно нашему рисунку 1 – это метод решения проблемы для всех других клиентов), но не о согласии принять некачественный продукт на возврат от меня.

Пример 3. Оценка реализованных действий – это и оценка удовлетворенности потребителей тем, как была решена его проблема, и оценка результативности корректирующих мероприятий. Если методы решения проблем управления были инициированы на основе жалобы потребителя, то простым показателем результативности предпринятых действий будет оценка повторения рекламаций по данной причине.

Оценка реализованных действий

Пример 5. В завершении рассмотрения взаимосвязей процесса решения проблем, пожалуй, стоит вернуться к самому первому этапу – к регистрации проблемы. Ведь если этот этап не будет осуществлен, что не потребуется и всё остальное. Система должна обеспечить тот факт, что человек, который столкнется с несоответствием:

  • его увидит и распознает (то есть методы решения проблем управления тесно связано с процессом обучения персонала)
  • сможет зафиксировать проблему (то есть в наличии имеются технические предпосылки) и
  • захочет зарегистрировать проблему. Этот пункт связан с ответственностью, мотивацией, неравнодушием и приверженностью сотрудника к компании.

На следующем рисунке я показываю фрагмент из программы аттестации сотрудника, где предполагается самооценка сотрудника и оценка руководителя относительно готовности решать сложные задачи.

фрагмент из программы аттестации сотрудника

Я надеюсь, что наши примеры помогут всем выстроить логичный процесс решения проблем с учетом всех его взаимосвязей. Всех желающих мы приглашаем на наш тренинг 8D: Анализ и системное исключение проблем в системах менеджмента (22-23 марта 2022).

Ольга Колчина

Зам.генерального директора

Info@tms-cs.ru