8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

О несоответствиях в результате социальных аудитов

В последние несколько лет все большую популярность приобретают аудиты социальной ответственности, которые предприятия проходят по поручению своих заказчиков. По причинам того, что от положительного результата аудита зависит старт или продолжение сотрудничества с потребителями продукции, нам часто задают вопросы, что является акцентом в социальном аудите, какая подготовка нужна.

На сегодняшний день специалистами проведено достаточное количество аудитов, анализируя результаты которых, мы создали настоящую статью с областью тем, о списком наиболее часто встречающихся несоответствий:

  • регистрация и оплата сверхурочных работ, которая регулируется ст. 152 ТК РФ. Как правило, во внутренних документах организации могут быть установлены требования по оплате сверхурочной работы, которые соответствуют требованиям ТК РФ, но фактически положения по оплате не выполняются, т.к. работодатель не фиксирует переработки. О практике внедрения суммированного учета рабочего времени мы представим отдельную статью в следующих публикациях;
  • создание условий для обеспечения безопасных условий труда для персонала организации. Не во всех организациях до сих пор проведена специальная оценка условий труда, что является нарушением №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013. В ходе аудитов отмечаются случаи, когда работодатель не обеспечивает сотрудников бесплатными СИЗ, что является нарушением ст. 221 ТК РФ. Или другое несоответствие — в случае наличия СИЗ работодатель не всегда осуществляет должный контроль за их применением сотрудниками организации;
  • создание условий труда в части обеспечения гигиены, а именно оборудование санитарно-бытовых помещений по установленным нормам, помещений для приема пищи, комнат для отдыха в рабочее время и пр., что является нарушением ст. 223 ТК РФ;
  • соблюдение требований в области охраны окружающей среды. В этой области самое частое нарушение — отсутствие на небольших предприятиях необходимой разрешительной документации в рамках осуществляемой деятельности.

Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает:

  • лицензии на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием;
  • договоры и решения на водопользование;
  • разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов и пр.

Как следствие, в данных организациях часто отсутствует отчетная документация, такая как:

  • результаты производственного контроля;
  • оперативная отчётность о выполнении мероприятий и программ в области охране окружающей среды;
  • расчёты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • зарегистрированные данные по обучению и подтверждению компетентности персонала;
  • первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы) и пр.

При обходах территории часто выявляются факты в области управления отходами или загрязнения территории, например, розливы

Приведенные несоответствия являются критическими для социальных аудитов. Мы предлагаем всем организациям, планирующим прохождение такого аудита, провести внутреннюю оценку соответствия в выше указанных областях. Устранение данных несоответствий не только поможет успешно пройти социальный аудит, но и быть уверенным перед проверками регулирующих органов, улучшить внутреннюю культуру, мотивацию и отношение персонала организации к рабочей деятельности.

Департамент Менеджмент Сервис (сертификация систем менеджмента) info@tms-cs.ru.