8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Аудит торговых сетей. Основы аудита

Аудит торговых сетей. Основы аудитаДля многих малых предприятий, работающих на рынке потребительских товаров, стратегической целью является стать поставщиком торговых сетей. Для этого нужно не только договориться по объемам, стоимости, но и пройти аудит. Объем требований таких аудитов большой и охватывает требования от планирования стратегии до детальных процессов, например требований к системе технического обслуживания и ремонта оборудования.

Торговая сеть определяет свои требования к поставщикам в чек-листе. Как правило, каждая сеть имеет собственный чек–лист, в большинстве случаев чек- лист составлен на основе стандарта ISO 9001. Типовой блок требований охватывает области:

  • Требования к системе управления;
  • Требования к процессу проектирования и разработки новой продукции;
  • Требования к процессу закупок, управлению поставками;
  • Требования к производству;
  • Требования к контролю;
  • Требования к среде и инфраструктуре.

Необходимо отметить, что в некоторые торговые сети дополняют свои чек-листы требованиями к охране труда, экологическому менеджменту, социальным аспектам.

Аудиты делятся на первичный, периодический и повторный аудиты. Первичный и периодический аудиты, как правило, выполняются по одинаковому чек-листу и предназначены для оценки способности поставщика выпускать и поставлять продукцию установленного качества в установленные сроки. Первичный аудит проводится на предприятиях, которые готовятся стать поставщиками. Периодический аудит выполняется через определенный период времени с целью оценки изменений в системе менеджмента качества предприятия. В случае, если торговая сеть выявляет у поставщика большое количество отклонений от требований, если выявлены проблемы в качестве продукции или возросло количество рекламаций может быть назначен повторный аудит. Особенностью повторного аудита является то, что детально проверяются требования, по которым выявлены несоответствия на предыдущем аудите.

По результатам аудита поставщик получает свой ранг, свою оценку. Часто используются буквенная оценка — А, B, C, D. Каждая группа характеризует поставщика по надежности поставки качественной продукции. Группы А и B представлены надежными поставщиками, лучший и хороший поставщик, соответственно. Эти поставщики имеют незначительные отклонения от требований и могут самостоятельно устранить отклонения. Группа C представлена поставщиками, которые имеет одно критическое несоответствие или группу несоответствий, требующих контроля по результатам проведенных корректирующих действий. Именно для этой группы часто назначают повторный (follow up) аудит. Поставщики группы D – поставщики с критическими несоответствиями, или с большим количеством несоответствий, которые характеризуются высоким риском выпуска некачественной продукции или небезопасной продукции.

На заключительном совещании аудитор информирует представителей предприятия о выявленных несоответствиях, поясняет, при необходимости, требования чек-листа. Результатом такого заключительного совещания должны стать понимание и согласованный план дальнейших действий.

Высокую оценку получат предприятия, имеющие сбалансированную систему менеджмента качества, которые соблюдают требования законодательства к продукции, свои обязательства перед потребителями, персоналом, заказчиками. Поэтому целесообразно уделять внимание, время и ресурсы для совершенствования системы управления. Команда ТМС РУС желает вам удачи в бизнесе и на аудитах!

Д. Лазарев

Аудитор по системам менеджмента качества

info@tms-cs.ru