Потери производства всегда были, есть и будут. Являются потери проблемой или нет, зависит от их количества, предсказуемости и пр. В любом случае потери производства влияют на эффективность, рентабельность организации, соответственно, понимание и устранение потерь имеет огромное значение для финансового успеха бизнеса.
Не всегда потери первоначально в приоритете, иногда компании «соглашаются» на увеличенные потери, отдавая приоритет росту объемов производства, решению кадровых вопросов и пр. Но наш опыт в построении и развитии систем менеджмента говорит о том, что потерями производства рано или поздно занимаются все компании.
Для тех, кто задумывается или уже имеет задачу повышения эффективности, определим (повторим) системный подход к выстраиванию процесса. Он не отличается от других практик менеджмента.
Шаг 1. Изучение ситуации.
Разобраться, какие потери возникают и где. За основу классификации потерь можно брать подходы с бережливого производства.
Частые ошибки, которые мы наблюдаем в практике данного этапа: собирается мало данных для изучения ситуации, недостаточный период изучения данных, не учитываются все особенности и вариативность изучаемого процесса.
Шаг 2. Анализ.
После объемного первого этапа, во время которого собраны и проверены на объективность данные, наступает не менее сложный этап – это анализ потерь производства.
Посмотрите на наш пример ниже, как понять, много это или мало, или нормально для потерь?
Анализ выполняется фактически на 2-х уровнях: на уровне всех потерь для анализа их значимости и ранжирования; для значимых потерь – анализ по их первопричинам. Конечно, в процессе анализа должны быть рассмотрены причины потерь. Одной из основных причин потерь производства является неэффективное использование ресурсов, таких как сырье, энергия, время и трудовые ресурсы. Например, излишки сырья или недостаточная загрузка оборудования могут привести к потерям как в финансовом, так и в производственном плане. Также причиной потерь может быть недостаточная квалификация персонала, что приводит к ошибкам в процессах и повышает вероятность брака. Другими причинами потерь в производстве могут быть несоответствие спроса и предложения, неправильное планирование производства, неэффективное управление запасами и т.д. Важно также учитывать влияние внешних факторов, таких как изменения в законодательстве, рыночные условия, технологические инновации и др.
Частые ошибки, которые мы наблюдаем в практике: «распыление» на работы по всем потерям, недостаточное исследование первопричины потери.
Шаг 3. Назначение, выполнение и оценка мер по улучшению.
Для борьбы с потерями в производстве необходимо применяются различные методологии. Например, на уменьшение ошибок сотрудника применяются технические решения, метод визуализации, инструктажи персонала, расстановка персонала по матрице навыков и пр. Излишки сырья можно устранять через изменение системы планирования производственных заказов, согласование с потребителями. Основная задача каждой практики – устранить причины потерь. С учетом того, что в шаге 1 на первичном изучении потерь производства была собрана информация о потерях, обычно легко оценить результат от внедренных мероприятий.
Частые ошибки, которые мы наблюдаем в практике данного этапа: несвоевременное выполнение назначенных мероприятий, «потеря актуальности» проекта.
Рекомендуем использовать данный подход в работе с потерями производства, не допускать появления ошибок, о которых мы написали.
Если Вы хотели бы пройти аудит эффективности с командой экспертов ТМС РУС или получить комплексную поддержку по работе с потерями, напишите нам, мы будем рады предоставить наше предложение.
Департамент комплексных проектов
info@tms-cs.ru