• English
  • Русский
8 (800) 505-34-91
(звонок из регионов бесплатный)
TMS RUS
ТМС РУС – лидер в области международной и национальной
сертификации, технического надзора и обучения,
инспекций, экспертизы и аудита.
 

Готовность к аварийным ситуациям и реакция на них на пищевых предприятиях. Лучшие практики

Готовность к аварийным ситуациям и реакция на них на пищевых предприятиях. Лучшие практикиВ разделе 8 «Деятельность» стандарта ISO 22000:2018 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов» в пункте 8.4.«Готовность к аварийным ситуациям и реакция на них» устанавливаются требования к готовности к аварийным ситуациям.

Стандарт требует от организации определить потенциально возможные аварийные ситуации и инциденты, которые могут повлиять на безопасность пищевых продуктов. В примечании к пункту 8.4 перечислены примеры возможных аварийных ситуаций, к которым относятся, например, стихийные бедствия, биологический терроризм, несчастный случай на производстве и т.д. Это уже подсказка и руководство к действию! Можно и нужно определить список потенциально возможных аварийных ситуаций.

При реальных аварийных ситуациях организация должна:

  • действовать в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми требованиями;
  • информировать заинтересованные стороны (поставщиков, клиентов и т.д.)
  • определить взаимодействие и подходы внутри организации.

Рассмотрим реализацию требований в части планирования предупреждающих действия на примере потенциальной аварийной ситуации – выход из строя морозильной камеры для мясосырья на мясоперерабатывающем комбинате.

Предположим, что в организации существуют три морозильные камеры. Организация определила следующую команду по управлению данной аварийной ситуацией: главный энергетик, начальник склада, директор по качеству. В результате рассмотрения запланированы следующие мероприятия, обеспечивающие готовность к аварийной ситуации:

  • Внедрение автоматической системы контроля температуры с информированием в случае отклонений по СМС установленному кругу лиц;
  • Наличие резервной подстанции для обеспечения энергоснабжения;
  • Своевременное обслуживание холодильных установок утвержденным и надежным поставщиком;
  • Наличие запаса фреона на предприятии;
  • Проведение валидации морозильной камеры с целью установления периода поддержания температуры после отключения электроэнерегии. Пример, камера с режимом -18°С может поддерживать температуру в течение 4-х часов;
  • Заключение резервного договора-аренды морозильных камер, на перемещение потребуется не более 20 минут;
  • Использование собственного парка рефрижераторов, в которые можно перегрузить сырье на время.

Таким образом, проведя анализ существующих или необходимых возможностей для снижения риска хранения сырья в ненадлежащих условиях, команда оценила риски и определила действия, распределила ответственность.

При этом необходимо учесть, что могут быть реализованы не все из предложенных мероприятий. Таким образом необходимо проработать все возможные аварийные ситуации на предприятии, чтобы обеспечить готовность к аварийным ситуациям в системе менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП).

В пункте 8.4.2.с дополнительно указывается, что организация должна периодически проводить процедуры испытаний, когда это возможно. Здесь речь идет о тестированиях, репетициях действий по реагированию в аварийных ситуациях. Для чего это нужно?

Для того, чтобы готовность к аварийным ситуациям существовала не только на бумаге, но и в головах, навыках сотрудников; для того, чтобы понять, сработают ли запланированные предупреждающие меры.

А что насчет документации?

Стандарт ISO 22000:2018 требует ведения документированной информации по управлению фактически случившимися аварийными ситуациями, т.е. необходимо вести записи по каждому такому случаю. Также необходимо проводить актуализацию / периодический пересмотр документации после фактических инцидентов и по результатам проведенных испытаний.

Кроме этого, существует хорошая практика (не требование ISO!) вести документ под названием План непрерывности бизнеса, где находят отражение идентифицированные сбои, аварийные ситуации, меры предотвращения и реагирования. План непрерывности бизнеса может быть распространен на широкий круг аварийных ситуаций, который приводит к невозможности осуществления всех бизнес-процессов организации, а не только тех процессов, которые влияют на безопасность пищевой продукции. К таким аварийным ситуациям относятся:

  • Отсутствие персонала по различным причинам (в том числе вследствие пандемии);
  • Сбой в работе информационной системы, используемой для ведения процесса производства, для учета и отгрузки продукции;
  • Пожар, наводнение, ураган (природные катастрофы);
  • Сбои в процессах по причине санкций, запретов, эмбарго, то есть ситуации из контекста внешней политической среды.

Как всегда самым важным в реализации требований по готовности к аварийным ситуациям является не формальный, а продуманный подход, который необходим не только аудиторам сертификационного органа, а самой организации.

Команда экспертов направления «Пищевая безопасность»

Звоните или пишите нам с вопросами:

info@tms-cs.ru