Как указано в заголовке к статье, система менеджмента качества (СМК) не задумывалась для того, чтобы добавить забот и затрат владельцам и руководителям предприятий. Если говорить об истории развития подходов к СМК в стандартах ISO 9001 различных годов издания, то стандарт первоначально был направлен на снижение брака/отрицательных результатов деятельности, а в дальнейшем отразил дополнительные практики, направленные на обеспечение долговременного успеха каждой организации.
Почему тогда на практике часто озвучиваются мнения руководителей о больших инвестициях в СМК с непонятным, а в худшем случае и бесполезным результатом?
Есть две основных причины:
Примеры не совсем логичных решений и подходов недавних проектов:
- Завышенные или усложненные требования к системе менеджмента качества, в том числе, степени ее документированности, предъявляет заказчик, Тот случай, когда нужно набраться смелости для диалога с заказчиком, чем внедрять нелогичные и неудобные практики в процессы организации. Самый распространенный ответ, который предоставляет заказчик, опять связан с ИСО, примерно так он звучит: «Мы не требуем от своих поставщиков (в своих чек-листах, во время своих аудитов, …) ничего другого, ничего сверхъестественного, чем это написано в ИСО».
Вот так все неудобные или кажущиеся нелогичные практики объясняются тем, что именно так написано в стандарте с требованиями к системе менеджмента качества. Так появляется ощущение, что такая СМК точно не нужна или не подходит в настоящий момент к деятельности организации.
На самом же деле ни о чем таком стандарт ISO 9001:2015 не говорит. Как раз наоборот отражает самую главную задачу для руководителя:
разработать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента, которая будет способствовать достижению запланированных результатов.
То есть, начинаем согласно ИСО всегда правильно, с вопроса, какой результат нужен организации для долговременного успеха (довольных потребителей, получения прибыли и т.д.).
Для этих целей системы могут быть разные: и сложные, и простые; автоматизированные и с «ручным управлением». На фото к данной статье приведены некоторые простые, абсолютно недорогие решения производственно-торговой компании «Лиана», которые позволяют:
- иметь упорядоченные потоки на производстве, поддерживать чистоту и порядок;
- повысить внимательность производственного персонала к результатам процесса, что есть «хороший» или уже «плохой» продукт;
- иметь прослеживаемость до основного материала – металла, не идентифицируя при этом каждое изделие.
Большое спасибо руководству компании Лиана за возможность публикации фото, за мотивационный пример в завершении того, когда система менеджмента качества помогает, а не мешает. И помогает, в том числе, небольшим компаниям с простыми продуктами.
О.Колчина
Департамент обучения и комплексных проектов
info@tms-cs.ru