• English
  • Русский
8 (800) 505-34-91
(звонок из регионов бесплатный)
TMS RUS
ТМС РУС – лидер в области международной и национальной
сертификации, технического надзора и обучения,
инспекций, экспертизы и аудита.
 

Миф: система менеджмента качества – это сложно и дорого

Миф: система менеджмента качества – это сложно и дорогоМиф: система менеджмента качества – это сложно и дорогоМиф: система менеджмента качества – это сложно и дорогоКак указано в заголовке к статье, система менеджмента качества (СМК) не задумывалась для того, чтобы добавить забот и затрат владельцам и руководителям предприятий. Если говорить об истории развития подходов к СМК в стандартах ISO 9001 различных годов издания, то стандарт первоначально был направлен на снижение брака/отрицательных результатов деятельности, а в дальнейшем отразил дополнительные практики, направленные на обеспечение долговременного успеха каждой организации.

Почему тогда на практике часто озвучиваются мнения руководителей о больших инвестициях в СМК с непонятным, а в худшем случае и бесполезным результатом?

Есть две основных причины:

  1. Разработка и внедрение системы менеджмента качества осуществляется специалистом или специалистами без достаточной квалификации и знаний о том, как это сделать правильно. Копируются практики чужих компаний, вводятся процессы, в которых нет необходимости, усложняется документооборот, ресурсы тратятся на нерезультативные обучения.

Примеры не совсем логичных решений и подходов недавних проектов:

  • Пример 1. Проведена доработка модуля программы 1С для обеспечения прослеживаемости вспомогательного упаковочного материала. Принят на работу на полставки помощник кладовщика. Теперь организация несет затраты на внесение номеров партий скотча и гофрокартона, на подбор правильных партий к выдаче и на учет израсходованных партий. При этом никто в этом не видит смысла, так как скотч и картон закупаются оперативно, запасов на складе никто не держит, проблем со сроками и качеством не наблюдается и т.д. На вопрос, какой смысл был во внедрении такой прослеживаемости, следует ответ: «Нам сказали, что прослеживаемость – есть требование ИСО».
  • Пример 2. Организация потратила больше миллиона рублей на пятидневные обучения всех руководителей среднего и высшего звена. Всех учили всем требованиям стандарта без разбора. И юрист, и коммерческий директор, и руководитель службы охраны труда подробно изучали требования к метрологическому надзору, сохранности продукции, планированию производства, На вопрос, какие основные моменты остались в памяти, что будет использоваться в ежедневной работе, ответов нет.
  • Пример 3. Организация не сдала партию продукции в рамках предотгрузочной инспекции, выборка показала высокий процент брака. Первыми немедленными действиями являются увольнение начальника ОТК, прием на работу нового Директора по качеству, который начинает разрабатывать многочисленные стандарты организации, которые не готовы принять ни рабочие, ни руководители. Обосновываются такие действия снова «принятыми практиками ИСО».
  • Пример 4. Организация арендовала дополнительные складские площади, так как по мнению специалиста по качеству для целей успешной сертификации нужно аудиторам показать выделенный участок изолятора брака.
  1. Завышенные или усложненные требования к системе менеджмента качества, в том числе, степени ее документированности, предъявляет заказчик, Тот случай, когда нужно набраться смелости для диалога с заказчиком, чем внедрять нелогичные и неудобные практики в процессы организации. Самый распространенный ответ, который предоставляет заказчик, опять связан с ИСО, примерно так он звучит: «Мы не требуем от своих поставщиков (в своих чек-листах, во время своих аудитов, …) ничего другого, ничего сверхъестественного, чем это написано в ИСО».

Вот так все неудобные или кажущиеся нелогичные практики объясняются тем, что именно так написано в стандарте с требованиями к системе менеджмента качества. Так появляется ощущение, что такая СМК точно не нужна или не подходит в настоящий момент к деятельности организации.

На самом же деле ни о чем таком стандарт ISO 9001:2015 не говорит. Как раз наоборот отражает самую главную задачу для руководителя:

разработать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента, которая будет способствовать достижению запланированных результатов.

То есть, начинаем согласно ИСО всегда правильно, с вопроса, какой результат нужен организации для долговременного успеха (довольных потребителей, получения прибыли и т.д.).

Для этих целей системы могут быть разные: и сложные, и простые; автоматизированные и с «ручным управлением». На фото к данной статье приведены некоторые простые, абсолютно недорогие решения производственно-торговой компании «Лиана», которые позволяют:

  • иметь упорядоченные потоки на производстве, поддерживать чистоту и порядок;
  • повысить внимательность производственного персонала к результатам процесса, что есть «хороший» или уже «плохой» продукт;
  • иметь прослеживаемость до основного материала – металла, не идентифицируя при этом каждое изделие.

Большое спасибо руководству компании Лиана за возможность публикации фото, за мотивационный пример в завершении того, когда система менеджмента качества помогает, а не мешает. И помогает, в том числе, небольшим компаниям с простыми продуктами.

О.Колчина
Департамент обучения и комплексных проектов
info@tms-cs.ru