8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Оценка эффективности. С чего начать?

Оценка эффективности. С чего начать?Стандарт ISO 9000:2015, описывающий термины системы менеджмента качества, определяет эффективность как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Потребность в улучшении эффективности в организациях редко возникает на первых этапах развития, так как первоначально важно становление процессов (научиться на своих и чужих ошибках), при удачном старте есть быстрый рост, который уменьшает критичность затрат.

Истории наших заказчиков подтверждают, что мысли об эффективности возникли, например:

  • когда появился успешный конкурент, предлагающий продукты/услуги по более лучшей стоимости;
  • когда снизились темпы роста, но требуется сохранение прибыли для дальнейшего развития и особенно часто;
  • когда руководители процессов попросили дополнительный персонал для достижения поставленных целей.

С чего начать проект по улучшению эффективности?

Безусловно, правильным первым шагом будет определение цели и ожидаемых результатов проекта. Оценка эффективности может быть комплексной, проведённой для всех процессов организации или выборочной, посвящённой конкретной единице оборудования, одному или нескольким процессам. Очень желательно сразу обозначать измеряемые цели (как и обычно в СМК), чтобы, во-первых, затраты организации на проект по эффективности были оправданы результатом. Результат «возможно выделение 5 минут свободного времени у оператора ежедневно», наверное, мало кого порадует после минимум трехмесячной работы. Во-вторых, это определит сразу правильные мероприятия и инвестиции для реализации проекта. Если высвобождение 5 минут времени у операторов скорее всего возможно в каждой организации путем проведения простых мероприятий, то высвобождение часа и более уже может повлечь за собой необходимость автоматизации процесса.

Этап 2 – учиться, учиться, учиться… Этот этап – это получение знаний, проведение обучения для рабочей группы о том, что такое эффективный процесс, какие бывают потери, какие бывают мероприятия по повышению эффективности, а также о том, как правильно настроить психологию проекта. Поскольку каждый проект по оценке эффективности вызывает большое сопротивление персонала, еще бОльшее, чем, например, проект по внедрению системы менеджмента качества, очень полезно провести подготовку персонала и в этом направлении, чтобы снять риски саботажа проекта (получите программу тренинга ТМС РУС о психологических аспектах проекта).

И еще один важный момент: так как основа проекта – это эффективность и снижение затрат на ресурсы, то в рабочей группе проекта, которая будет обучаться и исполнять проект далее, нам очень нужны специалисты по финансам и расчетам.

Третий шаг – это сбор данных об основных источниках и причинах затрат в процессах. На данном этапе очень важна объективность данных:

  • о том, какие функции в реальности выполняет персонал;
  • об объеме переделок, несоответствий, брака;
  • о фактических показателях машин и т.д.

Часто объективность данных затруднена и тем, что в организациях в принципе мало собирается данных о процессах. А, если данные и учитываются, то часто вручную, без автоматизации, что также ведет к искажению объективности. Именно поэтому в этой части проекта так важно, чтобы у его участников был правильный мотивационный настрой после всех обучений, и они предоставили реальные ситуации для последующего анализа. Предпосылки неудачных результатов этапа по сбору данных заключаются во фразах:

  • «Я вам и так скажу, где лежат наши основные потери».
  • «Наше руководство, конечно, попросило оценить продуктивность, возможности ее роста без увеличения штата, но вы же понимание, что это невозможно…».

Выше приведены не придуманные фразы, а как раз те, которые слышат наши эксперты по эффективности, выполняя проекты.

При отсутствии психологических барьеров полученные знания позволяют оценить наличие классических источников потерь, таких как:

  • Транспортировка, перемещение.
  • Переделка.
  • Дублирование операций.
  • Не синхронизованные потоки во времени и пр.

Следующий этап – анализ данных и определение приоритетных направлений по повышению эффективности. Важным на данном этапе является проведение расчетов по необходимым инвестициям в мероприятия и сравнение инвестиций с получаемым эффектом, проведение оценки окупаемости вложений. Часто в результате данного этапа рождаются несколько сценариев мероприятий с различными вложениями и результатами в итоге.

После выполнения всех этих шагов мы готовы представить предложения по улучшению эффективности руководству на принятие решение и последующую реализацию.

Что обычно в результате?

Наш опыт проектов по эффективности свидетельствует о том, что основными потенциалами для повышения эффективности были и остаются:

  • Работы по уменьшению брака и несоответствий, как от поставщиков, так и в результате межоперационного и финишного контролей.
  • Оптимизация хранения с целью исключения роста складских помещений, которая обеспечивается настройками процессов продаж, планирования и работой с поставщиками.
  • Уменьшение ручных операций.
  • Уменьшение объема контрольных операций либо их перенос от выделенного персонала ОТК к производственному персоналу.
  • Перераспределение функций персонала, исключение тех фактов, которые «сложились исторически» в организациях.

Важно! Многие направления работ в проектах по повышению эффективности ведут за собой изменение функций, полномочий и обязанностей персонала. Такие изменения обязаны учитывать положения Трудового кодекса РФ.

Остались вопросы или нужна поддержка?

Напишите нам:

Департамент обучения и комплексных проектов
info@tms-cs.ru