Аудит системы качества – это не только профессиональная деятельность ТМС РУС, но и инструмент, который позволяет:
- cнизить риски наших заказчиков, для которых мы проводим аудит поставщика, аудит транспортной компании, аудиты дистрибьюторов;
- получить доверие клиентов, инвесторов через сертификационный аудит системы менеджмента качества;
- дать объективные данные о функционировании организации для собственников через аудит процесса.
Чтобы достичь этих результатов, собираемая, обрабатываемая информация, а также результаты аудита должны быть объективными.
Как обеспечить или проверить объективность данных аудита системы качества?
- Объективность тем выше, чем больше источников для получения информации задействует аудитор. Это означает, что аудитор будет изучать документацию, проводить интервью, наблюдать за деятельностью, прислушиваться, приглядываться. В идеальном случае мы получаем одинаковую информацию из всех перечисленных источников.
Пример 1
Пример 2
- Информация, полученная из источников, перепроверяется на нескольких участниках аудита. Так, например, если производство обосновывает даты производственной документации пятилетней давности тем, что с того времени «ничего не поменялось», «работаем, как и раньше работали», то аудитор обязательно перепроверит отсутствие изменений своими целенаправленными вопросами:
- В отделе продаж: «Какие новые продукты были выпущены на рынок»?
- В отделе разработок и у технологов: «Какие задачи стоят для текущего сортимента продукции?», «Какие изменения были внесены в технологию по пожеланиям потребителей?»
- В лаборатории: «Какие новые сырьевые материалы и компоненты вошли в программу контроля на текущий год?»
- Даже у инженера по охране труда: «Какие новые инструкции по охране труда для рабочих мест были разработаны и в связи с чем?»
Полученная информация от нескольких сотрудников сравнивается аудитором.
- При соответствии данных из источников информации, в том числе, от нескольких аудитируемых, аудит системы качества может оценивать объективность с помощью наблюдения, логики, здравого смысла, знаний и компетентности аудитора. В этой части поговорим о вопросе «верю или не верю» из заголовка данной статьи. Безусловно можно подготовиться к аудиту системы качества: подготовить документы, подготовить ответы на вопросы, исключить всех «ненужных» людей с пути следования аудитора, навести порядок. Опытный аудитор продолжит свое исследование и перепроверку объективности того, что ему говорят, что он видит.
В таблице ниже покажем несколько примеров:
- На объективность аудита системы качества влияет и информирование аудитируемых о предстоящем аудите, его критериях (=требованиях). Многие убеждены в том, что более объективные результаты аудита получаются тогда, когда аудитируемый не знает
- о самом аудите (метод «тайный покупатель»),
- о времени проведения аудита (необъявленный аудит FSSC 22000) и
- о критериях аудита (например, заранее не рассылается чек-лист).
Отказ от своевременного информирования об аудите может, однако, одновременно повысить и тревожность, агрессию аудитируемых, управление которыми станет дополнительной задачей аудита системы качества.
Поэтому ТМС РУС в своих проектах и при подготовке аудиторов рекомендует приоритетно использовать первые три аспекта данной статьи для проверки объективности.
Семинары СМК ООО «ТМС РУС»:
- Социальный аудит: требования и практика реализации 1 апреля вебинар онлайн
- Внутренний аудит ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 5 — 7 апреля вебинар онлайн
- Внутренний аудит систем менеджмента информационной безопасности ISO/IEC 27001 19 — 21 апреля вебинар онлайн
- Аудит поставщика 28 -29 апреля вебинар онлайн
- Аудит процесса даты по запросу вебинар онлайн
- Внутренний аудит систем менеджмента качества 17 — 21 мая очный тренинг
- Внутренний аудит систем менеджмента пищевой безопасности даты по запросу
- AS/EN 9100:2016 в теории и практике. Внутренний аудит 4 — 7 мая вебинар онлайн
- Требования ISO 50001:2018 к системам энергетического менеджмента. Внутренний аудит 24 — 27 мая вебинар онлайн
Расписание тренингов «ТМС РУС»
Департамент обучения и комплексных проектов