8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Аудит системы качества и его объективность. «Верю» или «не верю»?

Аудит системы качества – это не только профессиональная деятельность ТМС РУС, но и инструмент, который позволяет:

  • cнизить риски наших заказчиков, для которых мы проводим аудит поставщика, аудит транспортной компании, аудиты дистрибьюторов;
  • получить доверие клиентов, инвесторов через сертификационный аудит системы менеджмента качества;
  • дать объективные данные о функционировании организации для собственников через аудит процесса.

Чтобы достичь этих результатов, собираемая, обрабатываемая информация, а также результаты аудита должны быть объективными.

Как обеспечить или проверить объективность данных аудита системы качества?

  1. Объективность тем выше, чем больше источников для получения информации задействует аудитор. Это означает, что аудитор будет изучать документацию, проводить интервью, наблюдать за деятельностью, прислушиваться, приглядываться. В идеальном случае мы получаем одинаковую информацию из всех перечисленных источников.

Пример 1

источники информации

Пример 2

источники информации

  1. Информация, полученная из источников, перепроверяется на нескольких участниках аудита.  Так, например, если производство обосновывает даты производственной документации пятилетней давности тем, что с того времени «ничего не поменялось», «работаем, как и раньше работали», то аудитор обязательно перепроверит отсутствие изменений своими целенаправленными вопросами:
  • В отделе продаж: «Какие новые продукты были выпущены на рынок»?
  • В отделе разработок и у технологов: «Какие задачи стоят для текущего сортимента продукции?», «Какие изменения были внесены в технологию по пожеланиям потребителей?»
  • В лаборатории: «Какие новые сырьевые материалы и компоненты вошли в программу контроля на текущий год?»
  • Даже у инженера по охране труда: «Какие новые инструкции по охране труда для рабочих мест были разработаны и в связи с чем?»

Полученная информация от нескольких сотрудников сравнивается аудитором.

  1. При соответствии данных из источников информации, в том числе, от нескольких аудитируемых, аудит системы качества может оценивать объективность с помощью наблюдения, логики, здравого смысла, знаний и компетентности аудитора. В этой части поговорим о вопросе «верю или не верю» из заголовка данной статьи. Безусловно можно подготовиться к аудиту системы качества: подготовить документы, подготовить ответы на вопросы, исключить всех «ненужных» людей с пути следования аудитора, навести порядок. Опытный аудитор продолжит свое исследование и перепроверку объективности того, что ему говорят, что он видит.

В таблице ниже покажем несколько примеров:

таблица с примерами

  1. На объективность аудита системы качества влияет и информирование аудитируемых о предстоящем аудите, его критериях (=требованиях). Многие убеждены в том, что более объективные результаты аудита получаются тогда, когда аудитируемый не знает
  • о самом аудите (метод «тайный покупатель»),
  • о времени проведения аудита (необъявленный аудит FSSC 22000) и
  • о критериях аудита (например, заранее не рассылается чек-лист).

Отказ от своевременного информирования об аудите может, однако, одновременно повысить и тревожность, агрессию аудитируемых, управление которыми станет дополнительной задачей аудита системы качества.

Поэтому ТМС РУС в своих проектах и при подготовке аудиторов рекомендует приоритетно использовать первые три аспекта данной статьи для проверки объективности.

Семинары СМК ООО «ТМС РУС»:

Расписание тренингов «ТМС РУС»

Департамент обучения и комплексных проектов

info@tms-cs.ru