8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Аудитор по качеству. «Я не знаю, как это оценить»

Аудитор по качеству. «Я не знаю, как это оценить»

Аудиторов по качеству больше всего, так как системы менеджмента качества продолжают оставаться самыми популярными системами менеджмента.

Аудитор по качеству – ключевой специалист и для компании, где он проводит внутренний аудит (основа для процесса постоянного улучшения), и для компании, от лица которой он проводит внешний аудит (по результатам взаимодействия оценка компетентности распространяется и на организацию, которая направила аудитора). Как сделать так, чтобы этот ключевой специалист соответствовал требованиям? Стандарт ISO 19001, определяющий указания по проведению аудитов систем менеджмента, перечисляют необходимые качества для аудитора, например такие:

  • профессионализм и знание своего дела;
  • аналитические способности;
  • внимательность к деталям;
  • коммуникабельность и пр.

На первый взгляд все кажется простым: изучить требования к системе менеджмента, иметь опыт реализации требований, постоянно развиваться, изучать статьи, публикации и проходить обучения; проводить аудиты и оценивать соответствие. Много систем менеджмента качества, много практики аудита, накапливается опыт и насмотренность. Однако, именно аудиторы по качеству сталкиваются чаще всего с ситуацией:

«Я не знаю, как это оценить».

Почему так? Потому, что распространенность систем менеджмента качества привела к большой вариативности в реализации требований в различных организациях. То, что написано в требованиях чек-листа аудитора по качеству, не совпадает 1:1 с тем, что он наблюдает. Приходится применять гибкость, риск-ориентированный подход, что уже имеет индивидуальные особенности. Это в свою очередь приводит к замечаниям от аудитора по качеству, с которыми категорически не согласны аудитируемые. Каждый доказывает своё.

Аудитор по качеству. «Я не знаю, как это оценить»

Давайте рассмотрим наши ситуации-примеры ниже.

  1. Требования определяют наличие зоны брака в производстве. Компания производит металлические конструкции, для нее брак- это металлолом. Аудитор не согласился с идентификационной надписью на контейнере, сформулировал замечание, что контейнер следует дополнительно идентифицировать как «зону брака». Кто прав?

Аудитор по качеству. «Я не знаю, как это оценить»

  1. Еще про брак. Компания применяет сигнальные бирки желтого цвета для идентификации несоответствующей продукции. Аудитор по качеству потребовал заменить бирки на бирки красного цвета, так как именно такой принцип светофора применяется в идентификации.

Аудитор по качеству. «Я не знаю, как это оценить»

  1. Для минимизации негативных воздействий от окружающей среды компания в периоды подготовки к разгрузке «прикрывает» ворота. Для аудитора такое прикрытие недостаточно, возникает требование не открывать ворота до тех пор, пока транспортное средство полностью не встанет к воротам, не будет готово.

Аудитор по качеству. «Я не знаю, как это оценить»

Согласитесь, что все ситуации очень спорные. Озвучивая несоответствия и ожидаемые действия аудитор должен тщательно проанализировать все свидетельства аудита, обосновать результаты своей оценки какая-бы она не была.

Давайте выведем правила для хорошего и плохого аудитора по качеству с точки зрения ISO 19011.

Плохие аспекты:

  • Аудитор по качеству обладает предвзятостью, придает значение только своему личному опыту и убеждениям;
  • Аудитор по качеству меняет оценку наблюдений аудита, когда сталкивается с эмоциональными возражениями и спорами со стороны аудитируемых, самым главным считает завершить аудит «в согласии»;

Хорошие аспекты, которые мы практикуем сами, которым мы обучаем и рекомендуем применять всем:

  • Аудитор по качеству обладает эмпатией, уметь слушать и учитывать мнение других сотрудников компании, анализировать не только свои, но и чужие аргументы;
  • Аудитор не боится признаться, что не знает, как оценить ситуацию, берет паузу для «звонка другу»;
  • Аудитор по качеству умеет конструктивно отстаивать свое мнение, аргументировать и убеждать, даже более того
  • Аудитор считает ценностью аудита объяснить, убедить собеседников в правильности своей оценки; не жалеет времени на обсуждение.

Итак, аудитор по качеству должен быть профессионалом, обладающим необходимыми личными качествами, с большой насмотренностью и заинтересованностью в реальных улучшениях по результатам аудита.

Оговорка. Все, что мы написали в статье, может не сработать, так как популярность требований и аудитов по качеству привела и к распространению «экстремизма аудитируемых». Это, конечно, отдельная тема для разговора.

Ждем всех у нас на обучении аудиторов по качеству:

Базовый курс подготовки: Внутренний аудит системы менеджмента качества

Курс для продвинутого уровня: Ведущий аудитор систем менеджмента.

Всем нам желаем успешных аудитов и хороших аудиторов по качеству!

Академия ТМС РУС

info@tms-cs.ru