8 (800) 505-34-91
+7 (495) 221-18-04
г. Москва
TMS RUSTMS RUS

Наши публикации

Корпоративная культура

Заброшена система менеджмента? И вообще так происходит любой проект в вашей организации? Причина в отсутствии корпоративной культуру. Верим, что звучит как очень общее и абстрактное понятие, но фактические означает основы и принципы, по которым живет организация.

Корпоративная культура

Корпоративная культура определяет ценности, нормы поведения и общую атмосферу внутри компании, а также влияет на мотивацию и продуктивность, эффективность сотрудников

Несмотря на то, что существует огромное количество литературы на эту тему, что понятие очень комплексное, постараемся разобрать на практических примерах, как мы это всегда делаем в наших проектах по аудитам и обучении.

1. Миссия, ценности и видение компании

Вам приятно покупать мебель, продукты у компании, которая через Ваши покупки хочет заработать для себя денег, купить с прибыли виллы для высшего руководства? А работать в такой компании хотелось бы? Нет, конечно.  Каждый человек хочет быть причастен к созданию и участию доброго, ценного, полезного. И функционирование компании в обществе, в отношениях с государством, с поставщиками и партнерами, с персоналом осуществляется намного успешнее, когда кроме зарабатывания денег (прибыли) есть большая, добрая, вечная цель, для чего компания производит эти продукты, оказывает услуги.

А еще важно достигать поставленных нефинансовых и финансовых целей, соблюдая определенные условия, опять же в балансе интересов сотрудников, для которых созданы удобные и безопасные рабочие места, процессы, поставщиков, с которыми выстроены взаимовыгодные процессы взаимодействия и т.д.

И безусловно, все заявления о доброй цели не должны остаться на бумаге. Каждый участник должен наблюдать, что заявления реализуются в жизни, что ценности соблюдаются, мероприятия по достижению видения компании реализуются.

Как этот принцип звучит в книжном варианте?

Компания, где корпоративная культура развита, имеет четко сформулированные ценности, которые определяют принципы работы и отношения с клиентами, партнерами и сотрудниками. Кроме того, организация с развитой корпоративной культурой имеет ясное видение своего будущего и стратегию, чтобы достичь поставленных целей.

Что делать, если случается непредвиденное, и компания не может по объективным причинам выполнить заявления, сделанные ранее? Для этого есть другой аспект корпоративной культуры- это

2. Открытость, доверие, коммуникация

Как раз, если не получается выполнить обещания, если необходимо поменять акцент внимания, например, опять на выстраивание рынков сбыта и продажи, не на улучшение условий труда, то следует открыто коммуницировать об этом. Разъяснения, раскрытие планов действий через планы мероприятий (в стандартах ISO называются «цели») обеспечивают вовлечение и понимание заинтересованными сторонами подходов руководства.

Что еще на практике выстраивания корпоративной культуры влияет на распространение открытости и демонстрацию доверия? Например, 3 другие практики менеджмента:

  • Снижение объема надзирательства, стороннего контроля, перевод контроля на принцип самоконтроля. Это охватывает и контроль качества, и других аспектов управления персоналом, например, контроля трудовой дисциплины, выполнения поручений и т.д.
  • Смена системы наказания за происшествия на систему поощрения за достижение. Умение решать проблемы  преимущественно без поиска виновных – основа открытости и доверия в корпоративной культуре.

Корпоративная культура

  • Распределение полномочий. Хотите самый простой пример? Кто в Вашей компании подписывает операционные инструкции? Если все документы по процессам подписывает генеральный директор – то это свидетельство недоверия к своей команде руководителя. Конечно, только один из примеров. Наделение полномочиями важно для получения результата процесса, координации команды, скорости (эффективности) осуществления деятельности и пр.

Как этот принцип провозглашен в официальной формулировке?

Корпоративная культура, основанная на открытости и доверии, способствует активному обмену информацией и мнениями. Руководство компании поддерживает принцип прозрачности и обеспечивает доступ к релевантной информации для всех сотрудников. Каждый имеет возможность вносить свой вклад в процесс принятия решений и быть услышанным, что укрепляет чувство вовлеченности и принадлежности к организации.

3. Поддержка и развитие сотрудников

Вовлеченность сотрудников — это не только качественное, неравнодушное исполнение своих функций, это и желание учиться новому, вносить вклад в достижение обозначенной доброй, вечной цели. Так устроена и психология вовлеченного человека, что выполнение одной и той же работы, даже если она осуществляется на качественном рабочем месте, становится однообразным и демотивирующим. Сохранение лучшего персонала, сохранение мотивации обеспечивает процесс развития сотрудников, который реализуется в компании с развитой корпоративной культурой на постоянной основе. К этому блоку относятся практики:

  • Регулярные обучения по текущим процессам, вопросам безопасности и другим обязательным законодательным требованиям;
  • Диалоги с сотрудником по обмену мнениями и совместному составлению планов развития;
  • Повышения квалификации в области процессов и других практик менеджмента;
  • Формирование кадрового резерва, стажировки по новым функциям и др.

Корпоративная культура, где придают важность развитию и росту сотрудников, способствует удовлетворенности и мотивации персонала. В такой организации предоставляются возможности для обучения, профессионального развития и повышения квалификации. Руководство и руководители отделяют время для менторства и обратной связи, помогая сотрудникам развивать свои профессиональные навыки и достигать успехов.

4. Инновационность

Корпоративная культура

Очень важный принцип. В корпоративной культуре, конечно, нет возможности говорить о том, что какой-то аспект более значим, чем другой. Но инновации выделяются среди всех аспектов тем, что позволяют компании быть успешнее других. Ранее инновационность рассматривалась как способность создавать новые продукты и услуги. Сейчас это понятие гораздо шире и охватывает знания, навыки, методологии, реализуемые на постоянной основе и направленные на:

И очень понятно, как на это влияет корпоративная культура. Заниматься улучшениями и придумками новых идей, вообще, способность сотрудника, даже наличие времени на обдумывание инноваций возможны только тогда, когда нет «тушения пожаров», «затыкания дыр» в ежедневной деятельности. Если сказать еще более просто, то в постоянной практике в компаниях с корпоративной культурой обсуждение идей, предложения по изменению подходов, обсуждение новостей и потенциальных рисков, возможностей, реализация пробных проектов, совместные обсуждения неудач и побед.

Корпоративная культура, основанная на инновациях, позволяет компании выделяться на рынке и оставаться конкурентоспособной. В такой организации поощряется творчество, инициатива и идейные решения. Работники имеют возможность пробовать новые подходы и технологии, а руководство поддерживает изменения, участвуя в инновационных процессах.

Вышеупомянутые признаки являются основными элементами развитой корпоративной культуры и могут служить ориентиром для организаций, стремящихся создать позитивную и успешную рабочую среду.

Если Вы выявили несовпадения с упомянутыми принципами, то срочно приступайте к проекту по внедрению корпоративной культуры. Да, это сложный и длительный процесс, требующий грамотной организации и последовательного выполнения ряда шагов. Приводим ниже пошаговый план, который поможет вам реализовать корпоративную культуру в вашей компании:

Шаг 1: Анализ текущей ситуации

Изучите текущую культуру вашей компании и определите, какие аспекты нужно изменить или развить. Хорошей практикой является проведение аудитов процессов, которые позволяют оценить и логику процесса, и результаты, эффективность, а также всю команду процесса и ее настроение. Проведите опросы, интервью или фокус-группы сотрудников, чтобы узнать их мнение и ожидания относительно корпоративной культуры.

Корпоративная культура

Шаг 2: Определение ценностей и целей

Определите основные ценности и цели вашей компании. Сформулируйте ясную и вдохновляющую миссию и видение вашей компании. Разработайте принципы, которые будут являться основой корпоративной культуры. Объясните их сотрудникам и убедитесь, что они понимают и разделяют их.

Шаг 3: Создание команды для внедрения корпоративной культуры

Сформируйте команду, отвечающую за внедрение корпоративной культуры. Учитывайте при формировании команды результаты аудита процессов, оценки команды. Включите в команду формальных и неформальных лидеров. Выделите конкретные роли и обязанности для каждого участника команды.

Шаг 4: Обучение сотрудников

Разработайте программу обучения корпоративной культуре, в которую целесообразно включить темы:

Проведите обучения для команды проекта, для сотрудников. Получите обратную связь, поясните задачи проекта по внедрению корпоративной культуры, предстоящие изменения.

Шаг 5: Разработка и реализация плана мероприятий

Разработайте совместный с сотрудниками план первичных мероприятий по внедрению корпоративной культуры. Чаще всего первым этапом будет большой субботник. Реализуйте план мероприятий, поддерживайте самоответственность, самоконтроль и самодисциплину в осуществлении действий. Поддерживайте принцип ненаказания при выявлении невыполненных задач и отклонения от планов.

Шаг 6. Поддержка и поощрение

Поддерживайте и поощряйте сотрудников, подразделения, которые проявляют положительные аспекты корпоративной культуры. Демонстрируйте систему наград и поощрения, которая разработана взамен системы наказаний.

Этот план является примерной схемой внедрения корпоративной культуры. Для каждой компании должны быть учтены определенные особенности и детали процесса.

В качестве выводов:

Корпоративная культура — это гораздо больше, чем просто слова на бумаге. Она формируется и развивается непрерывно, и лучшие практики корпоративной культуры становятся важными:

  • конкурентными преимуществами для компании;
  • преимуществами работодателя для привлечения и сохранения талантов в организации;
  • для постоянного продвижения вперед, развития.

Мы всем желаем успехов и удовлетворенности результатами реализации корпоративной культуры на практике.

Департамент комплексных проектов

info@tms-cs.ru